Концерт Ильдара Абдразакова – известного российского оперного певца, который сейчас стал еще более популярным благодаря своему участию в телепроекте «Маска», – в Сургуте собрал аншлаг. Вместе с ним в сургутской филармонии на сцену вышли молодые исполнители. Артисты выступали совместно с нашим симфоническим оркестром, и для многих из них это был первый такого рода опыт.
Обоюдное знакомство
Сургуту повезло попасть в гастрольный список Международного музыкального фестиваля, который организовал Ильдар Абдразаков. Это целая серия концертов в разных городах России, в основном – довольно отдаленных от культурных столиц страны. В географии турне был даже Владивосток. В труппе известные дирижеры, а еще молодые певцы. Этакое знакомство российской глубинки с качественным творчеством. И наоборот. Артисты признаются, для них такие турне – тоже радость. Впечатления, что обладатель «Грэмми» Ильдар Абдразаков получил от того же Сургута в свой прошлый визит 25 лет назад, до сих свежи в его в памяти.
– Самые большие впечатления у меня остались от морозов, которые я застал в свой прошлый приезд в Сургут. Помню, как мы перебегали из автобуса в филармонию, чтобы не наглотаться этого холодного воздуха в -50. Такое ощущение было, когда заходишь в тепло, непередаваемое… И когда потом я выходил на сцену, то помню, что мне не хватало кислорода, чтобы вдохнуть всей грудью, – вспоминает Ильдар.
Сам он человек-легенда. Заслуженный артист России, известный оперный певец, обладатель двух премий «Грэмми» и премии Oscar della Lirica («Оперный Оскар»). Его мощный и вместе с тем чистый голос в сочетании с неотразимым сценическим обаянием и артистизмом давно завоевал восхищение критиков, которые прозвали артиста «замечательным басoм… в голосе которого есть все: запоминающийся тембр, прекрасное легато и необыкновенное мастерство».
Талантливый бас
Международная карьера Абдразакова началась в 24 года, когда он дебютировал на сцене Ла Скала с партией Родольфа в опере Беллини «Сомнамбула». После знаменитый дирижер и художественный руководитель театра Риккардо Мути предложил Ильдару исполнить партию Банко в опере «Макбет» Верди. С тех пор певец стал постоянным участником постановок в ведущих оперных театрах мира: Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Королевский театр Ковент-Гарден, Большой театр России. Сейчас гастролирует в основном по России, чему очень рад. Говорит: публика понимает.
– Когда мы поем на разных языках, нас понимают не все. Но, даже не зная языка, зритель понимает, что ты хочешь до него донести: смотришь в глаза людей, а они улыбаются или грустят, находятся с тобой в контакте, сопереживают вместе с тобой. И тогда хочется дать еще больше эмоций зрителю, еще больше отдать себя, такой контакт дорогого стоит, – считает Ильдар.
Сам он теперь еще и помогает выйти на сцену молодым исполнителям. Его музыкальный проект – как практический мастер-класс для новобранцев. Он и сам знает, как молодежи нужна рука помощи, совет и поддержка в первое время. Маэстро признается, что в 14 лет после первого похода в оперу решил, что больше никогда сюда не вернется – так не понравилось. Но спустя годы сам стал оперным певцом.
Так что к каким бы там ни было жизненным противоречиям относится спокойно и знает, чем поделиться с молодыми коллегами по сцене. В это турне отбирал не просто талантливых ребят, а таких, чтобы глаза горели.
– У меня было два отбора: один на концерт, который открывали в Москве, а второй – в турне, чтобы ребята могли проехаться по регионам и получить доскональный опыт. Такой для них это мастер-класс. Чтобы получили понятие сцены, научились работать с оркестром. Мы уже побывали во Владивостоке. Города России, конечно, сильно отличаются от столицы. Публика другая в регионах. У нас везде очень теплые приемы, – говорит маэстро.
Привезли лучшее
Вместе с певцами в Сургут приехал и главный дирижер Государственного Кремлевского оркестра Константин Чудовский. На то, чтобы настроиться на одну волну с местными музыкантами и будущими слушателями, времени было совсем немного. Но маэстро признался: встретили северяне так тепло, как будто всегда вместе работали.
В программе прозвучали лучшие арии и дуэты из популярных опер и оперетт, знаменитые романсы и песни.
– Мне кажется, что это самое прекрасное в нашей работе: в каждом городе тебя ждет новый оркестр – новый коллектив. Ты приезжаешь, и тебе нужно за те репетиции, что у вас есть, и познакомиться, и влюбиться друг в друга. Сделать все, чтобы оказаться на одной волне. Пока что это удается. Видно, что музыканты получают удовольствие от процесса. Мне кажется, что у сургутских музыкантов очень хорошая подготовка, – считает дирижер Константин Чудовский.
Дирижер делится, что сейчас практически не бывает за границей, и в этом есть своя прелесть – появилась возможность более глубокого знакомства со своей страной.
– Лично я получаю от этого большое удовольствие, у нас замечательная страна. За последнее время мне довелось побывать в стольких городах, что даже не верится, что это все – Россия. Потому что бываешь в местах, в которых не был. А позавчера, например, я вернулся из Мариуполя, – поделился дирижер. – Но хочу сказать, что за границей, где мне довелось работать, русская музыка всегда собирала полные залы. Там уважали и любили наши оперы. «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» всегда собирали полные залы.
Фото Евгений Евтюхов © Фонд Ильдара Абдразакова