88.28 96.26
Частично облачно 21°
Пасмурная погода 20°
Пасмурная погода 20°
: 45 17 июля 2024

Сургутский театр представляет классику в новом прочтении

Сургутский театр представляет классику в новом прочтении
4 минуты

Казалось бы, чем может удивить спектакль по классическому произведению, знакомому со школьной скамьи? С такими мыслями я шла на постановку «Гроза» Сургутского музыкально-драматического театра. Как же я ошибалась...

Премьера спектакль «Гроза» по пьесе Александра Островского состоялась в 2019 году, в рамках VII Международного фестиваля искусств «60 параллель». И на протяжении этого времени пользуется неизменной популярностью у сургутян. Я побывала на спектакле впервые.


И в первые минуты после начала представления даже растерялась – не перепутала ли я день и время. Это же не сеанс в кинотеатре, титров с названием в начале показа нет... Ну откуда в «Грозе» Островского заснеженный город и народ в тюбетейках на коньках? Ведь я точно помню, что действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.

Как оказалось, это не единственное, чем удивил спектакль.


Режиссерские находки

Позже, по мере просмотра появится осознание, что зима, темнота которой подсвечивается городскими фонарями, ярче всего подчеркивает то самое «темное царство», в котором живут главные герои. Все помнят фразу Катерины из произведения Островского – «Отчего люди не летают так, как птицы?».  В сургутской «Грозе» герои, конечно, не летают. Но скользят по тонкому льду. Буквально. Передвигаясь по сцене на коньках, со льдом в сердцах и хлопьями снега, заметающими все вокруг.


Приглашенный московский режиссер Петр Орлов сумел создать на сцене понятную даже присутствующим в зале школьникам атмосферу гнетущего конца патриархального уклада. Удивили необычные режиссерские находки. Например, в спектакле появился новый персонаж «Катерина в девичестве». А еще в постановке есть небольшой музыкальный штрих, характеризующий патриархальных героев как исполняющих «собачий вальс» на пианино.  

Поразило количество персонажей: в спектакле задействованы два десятка актеров, которые порой находятся на сцене одновременно, создавая неповторимый колорит города. В оригинальной пьесе, конечно, их тоже немало за счет абстрактных «городских жителей обоего пола», но в сургутской постановке неожиданно эти жители городка становятся  «говорящим фоном» происходящего действа. Интересен в этом смысле ход со стоп-кадром, когда в знаковые моменты второстепенные персонажи замирают и становятся «декорациями», делая таким образом акцент на продолжающего двигаться и говорить главного героя. 



Яркие персонажи

Кстати, в отличие от оригинального произведения, где Борис Григорьевич, чья фамилия даже не называется, не является центральным персонажем, в сургутском спектакле герою, сыгранному Виталием Васиным, отводится значительное место. Он не просто объект любви Катерины, но и яркий персонаж, стремящийся переломить ход своей жизни. Да и его образ, в шубе и цилиндре, наверное, еще нескоро удастся забыть.

Как, впрочем, и других персонажей. Ошеломительную Александру Кехтер в роли Катерины, Юлию Тюкалову, исполнившую странницу Феклушу, Аркадия Корниенко, представившего на сцене своеобразного искателя перпетуум-мобиле Кулигина.

Судя по реакции зала, больше всего присутствующих зрителей «зацепила» Кабаниха, которую исполнила Юлия Дороженко (Уткина), эмоционально «вбивающая» в головы своей семье необходимость сохранения ритуалов и традиций, будь то стенания на крыльце вслед уезжающему мужу или моральные заповеди патриархального уклада мира. Хотя и ее дети, Варвава (Таисия Слепцова) и Тихон Иванович (Дмитрий Кожин) в этой пьесе тоже выступают яркими контрастными персонажами. Своенравная дочь Кабанихи, мечтающая вырваться из-под авторитарной гиперопеки своей матери, и безвольный сын, разрывающийся между суровыми требованиями Кабанихи и любовью к Катерине.


Нельзя не отметить созданные для постановки великолепные костюмы и декорации, позволившие оживить город и придать пьесе новое звучание. Ну где бы я еще увидела настоящий дождь на сцене, органично вписавшийся не только как показатель смены времени года, но и несущий некий сакральный смысл?  Великолепная гроза со вспышками молний и использование «четвертого измерения», когда душа погибшей Катерины плывет над теми, кто столпился над ее телом, не оставили равнодушными никого из присутствующих в зале.

«Гроза» 16+. Спектакль по известной пьесе Островского – это пронзительный текст о человеке, о любви, о сложностях, невозможностях любить и быть свободным, это стильная сценография и потрясающая игра актеров



Фото: Даниэлла Бершанская
Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 15885
            [~ID] => 15885
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Сургутский театр представляет классику в новом прочтении
            [~NAME] => Сургутский театр представляет классику в новом прочтении
            [PREVIEW_TEXT] => 
            [~PREVIEW_TEXT] => 
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/surgutskiy_teatr_predstavlyaet_klassiku_v_novom_prochtenii/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/surgutskiy_teatr_predstavlyaet_klassiku_v_novom_prochtenii/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [DATE_CREATE] => 14.11.2023 13:00:27
            [~DATE_CREATE] => 14.11.2023 13:00:27
            [CREATED_BY] => 6
            [~CREATED_BY] => 6
            [PROPERTY_5_VALUE] => 15954
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 15954
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 15885:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 15885:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 15885:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 15885:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => surgutskiy_teatr_predstavlyaet_klassiku_v_novom_prochtenii
            [~CODE] => surgutskiy_teatr_predstavlyaet_klassiku_v_novom_prochtenii
            [EXTERNAL_ID] => 15885
            [~EXTERNAL_ID] => 15885
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 5
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 5
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 15954
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 15954
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/culture/surgutskiy_teatr_predstavlyaet_klassiku_v_novom_prochtenii/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 15885
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
88.28 96.26
: 45 17 июля 2024

онлайн подписка