94.09 100.53
Частично облачно -8°
Пасмурная погода -5°
Пасмурная погода
: 45 19 апреля 2024

Владимир Матийченко: «Аристофан – чем не современная драматургия?»

В апреле художественного руководителя Сургутского театра поздравляли с 45-летием

Владимир Матийченко: «Аристофан – чем не современная драматургия?»
8809
4 минуты

В апреле художественного руководителя Сургутского театра поздравляли с 45-летием. Обладатель оригинального режиссерского почерка и нетривиальных мировоззренческих установок, сегодня Владимир Матийченко отвечает на вопросы «СТ». И не только о театре.


- Вам важно, чтобы зритель понял вашу личную оценку событиям и героям вашего спектакля?

- Нет, не важно. Я категорически против того, чтобы спектакль заключал в себе закодированную систему навязывания авторской мысли. Не мною сказано: искусство обязано закладывать парадокс, а не давать ответы. И мне приятно, если зрители выходят со спектакля с разными точками зрения. 

 

- Вы не боитесь сложные спектакли предлагать зрителям провинции?

- Во-первых, провинция – это не географическое понятие, провинция – это состояние мышления. Во-вторых, наш сургутский зритель к сегодняшнему дню просто осязаемо изменился, вырос! Ну а в-третьих… Любое произведение искусства, которое стремится войти в культуру, - сложное. Что касается театра: мне интересно, как у Уильяма нашего Шекспира, охватить все шесть типов зрителей. Как известно, в его театре «Глобус» одни зрители занимали места на самой сцене,  другие приходили попить пива и погрызть орешки, не единожды при этом отлучаясь из зала… Мне интересно охватить всех, чтобы и условные «матросы и проститутки», и эстетствующие интеллигенты одинаково, каждый на своей уровне получил удовольствие от спектакля. 

 

- Вы ведь не только сами ставите. Вам приходится поддерживать в рабочем состоянии спектакли приглашенных режиссеров. Хочется при этом привнести в них что-то свое? 

- Я следую принципу невмешательства в чужой замысел. Самое интересное, когда работаешь с чужим спектаклем – это разобраться в замысле режиссера. А что касается своих добавлений… Растратить на чужой спектакль свои задумки и наработки – это попросту неразумно. 




- Почему вас не привлекает современная драматургия, документальный театр? У вас нет желания заказать пьесу у современного автора?

- Мне когда-то мой мастер объяснил очень понятно, что такое театр. В том числе и современный. Театр – это то, что ты НЕ можешь увидеть в окно. А то, что можешь увидеть в окно – НЕ театр. Почему? Потому что театр – это работа с воображением, а не с донесением документальной информации или, например, иллюстрации подробностей чьего-то расчленения. Все что не работает с воображением, моим театром не является.

А современная драматургия – что это, по-вашему? Я вот считаю, что современная драматургия - это то, что современные люди ставят и смотрят. Поэтому, если «Лисистрата» написана Аристофаном в 411 году до н.э., а мне и коллегам - режиссерам эта пьеса интересна (а главное, что спектакль по ней с удовольствием смотрят сегодня зрители!) – скорее всего, это и есть современная драматургия. 

На ваш второй вопрос скажу так. Мне неинтересно заказывать материал для постановки по каким-то «моим» темам. Гораздо интереснее иметь дело с материалом, который я сам смогу вывести на темы, которые меня интересуют. Поэтому  чеховские пьесы гениальны и любимы режиссерами. Чехов первым сознательно оставил в своих пьесах место для режиссерской трактовки.

 

- Понимаю, о чем вы. Так, у вас комедия Фонвизина «Недоросль» стала историческим памфлетом, где герои похожи на Сталина, Путина… Скажите, а чем актуален для вас сегодня Ремарк? Вы его тоже ставили. 

-  Мы возвращаемся к тому, что в окопах первой мировой войны немецкие юноши были поставлены в ситуацию, когда совершено не работали пресловутые десять заповедей. Мало того. Убий, укради, возжелай – за это в ситуации войны награждали. Думаю, после этого ветеран первой мировой войны Адольф Гитлер решил, что строить мир можно и без десяти заповедей. Мы знаем, чем это закончилось. А начиналось все именно с того, что те юнцы приняли установки, навязываемые государством... Сейчас самое страшное, что происходит в обществе, - это именно индогмирование, навязывание догм. Для человечества в целом это прямой путь к деградации. По-моему, очень важно развивать критическое мышление и ставить под сомнение установки, которые диктует общество для того, чтобы могло работать государство. Развивать надо не государственность, а Личность. 

 

- Ваше отношение к зрителю - это…?

- В институте нас учили: делай, что задумал, для одного, самого главного своего зрителя, который обязательно придет. На опыте убедился, это работает! Для себя я определил это так:  театр - это не для всех, а для каждого. Кстати, и для зрителя тоже есть подходящая формула: постарайся смотреть то, что тебе показывают, а не то, что хочешь увидеть. Тогда не постигнет разочарование.


ДОСЬЕ. Владимир Матийченко окончил режиссерский курс РАТИ (рук. Б. Голубовский,  2002). До этого обучался на истфаке СурГУ, проходил стажировки в США, Франции. Окончил обучение по программе «Экономика и управление предприятием» в Российской Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (2015).  2000 – 2010 гг. – режиссер, главный режиссер Сургутского театра, в 2010 году назначен художественным руководителем. Член Правления Тюменского отделения Союза театральных деятелей РФ – с 2011 года


КСТАТИ. 16 апреля в Сургутском театре дадут комедию «Молодые люди» (16+) по пьесе Р. Белецкого. Поставленный Владимиром Матийченко в 2004 году, спектакль вернулся на сцену с новым актерским составом и актуальным юмором


Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 2043
            [~ID] => 2043
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Владимир Матийченко: «Аристофан – чем не современная драматургия?»
            [~NAME] => Владимир Матийченко: «Аристофан – чем не современная драматургия?»
            [PREVIEW_TEXT] => Художественный руководитель Сургутского театра – о своих и чужих спектаклях, воображении и догмах
            [~PREVIEW_TEXT] => Художественный руководитель Сургутского театра – о своих и чужих спектаклях, воображении и догмах
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/vladimir_matiychenko_aristofan_chem_ne_sovremennaya_dramaturgiya_/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/vladimir_matiychenko_aristofan_chem_ne_sovremennaya_dramaturgiya_/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
            [DATE_CREATE] => 25.01.2022 14:28:32
            [~DATE_CREATE] => 25.01.2022 14:28:32
            [CREATED_BY] => 1
            [~CREATED_BY] => 1
            [PROPERTY_5_VALUE] => 331
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 331
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 2043:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 2043:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 2043:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 2043:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => vladimir_matiychenko_aristofan_chem_ne_sovremennaya_dramaturgiya_
            [~CODE] => vladimir_matiychenko_aristofan_chem_ne_sovremennaya_dramaturgiya_
            [EXTERNAL_ID] => 2043
            [~EXTERNAL_ID] => 2043
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 5
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 5
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 331
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 331
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/culture/vladimir_matiychenko_aristofan_chem_ne_sovremennaya_dramaturgiya_/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 2043
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
94.09 100.53
: 45 19 апреля 2024

онлайн подписка