92.26 99.71
Снег, Дождь, Пасмурная погода -1°
Снег, Дождь, Частично облачно -6°
Снег, Частично облачно -7°
: 45 29 марта 2024

Какие личные данные мог рассказать русский народный костюм

В сургутской галерее современного искусства «Стерх» открылась выставка декоративно-прикладного искусства «Настоящее прошлое»

Какие личные данные мог рассказать русский народный костюм
32721
10 минут

В сургутской галерее современного искусства «Стерх» открылась выставка декоративно-прикладного искусства «Настоящее прошлое». Самое главное, что там можно увидеть – русские народные костюмы, созданные руками мастеров Колледжа русской культуры им. Знаменского. Эту коллекцию в столь полном объеме выставили впервые за последние годы. Выставка продлится по второе октября. Как русский народный костюм проявляет себя в современной моде, почему актуален, чем уникален и что рассказывает о человеке, поведала «Сургутской трибуне» заведующая отделением «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского, куратор выставки «Настоящее прошлое» Надежда Ефимкина.

От матери к дочери, от бабушки к внучке

– Особенность русских костюмов в целомудренности и продуманности. Он скрывал тело женщины, делая из нее загадку. У северных костюмов даже если и был глубокий вырез, все прикрывалось бусами, жемчугом и какими-то украшениями. Волос замужних женщин никто и никогда, кроме семьи, не видел, потому что головные уборы тоже все скрывали. А еще русские народные костюмы очень правильно и удобно композиционно-конструктивно организованы.

– Это что значит?

– Костюм построен на горизонтальном членении: весь декор расположен горизонтально – какие-то ленты, вставки из ткани. Это позволяло уменьшать и удлинять костюм, в зависимости от того, кто из членов семьи его надевал. Самые дорогие костюмы вообще передавались по наследству от матери к дочери и очень береглись, потому что это была очень трудоемкая работа, и костюм ценили, как драгоценность. А еще особенность в многослойности: он комплектовался в зависимости от погодных условий и ситуаций.

То же самое было и с головным убором: все зависело от того, по какому поводу он надевался. Головной убор мог иметь до десяти элементов – по степени важности события. Чем больше элементов, тем большая его нарядность, красота и сложность, тем богаче он выглядел.

– А как же костюмы так долго служили, что их даже передавали по наследству детям?

– Мой личный пример: бабушка рассказывала, что ее маменька передала ей кашемировую юбку, я спрашивала: а как вы ее стирали? Она мне рассказала, что ее не стирали. Эту юбку надевали один раз в год на Пасху и то только в церковь. То есть женщина надевала юбку, приходила на службу в церковь, возвращалась домой и переодевалась во что-то более простое. Конечно, были костюмы обычные, которые изнашивались. Но дорогие костюмы надевались только по очень торжественным случаям, их берегли. Они и шились из натуральных тканей, и выцветание, вытягивание им не грозило, эти костюмы делались на века. Вообще любая такая ручная работа уникальна своей сложностью, красотой, сочетанием. Но при этом мы видим, что в русском народном костюме нет ничего лишнего, потому что его форма, расположение декора, цветовые сочетания отрабатывались столетиями. Все не очень удачное отсекалось, и каждый следующий вариант был лучше предыдущих, потому что все продумывалось народом на протяжении многих лет.

– А что одежда могла рассказать о человеке?

– Традиционный костюм в свое время был как паспорт владельца: глядя на человека, всегда можно было определить его социальный статус, материальное и семейное положение, даже сколько детей у женщины и сколько из них умерли – все это могло отражаться в одежде нанесением лент и полосок определенного цвета. И глядя на человека, многое о нем уже можно было сказать, не задавая лишних вопросов.

– И даже адрес «прописки» можно было узнать?

– В южно-русских костюмах практически каждая деревня и поселение имели определенную клетку для ткачества клетчатых юбок. Каков цвет, как нити расположены, какие сочетания – по этому можно было понять, откуда родом человек. Сейчас мы встречаем людей и не понимаем, с кем имеем дело, потому что мы прекрасно знаем, что может быть миллионер, одетый в драные штаны и растянутую футболку, и человек малого достатка, который полгода собирал деньги, чтобы купить костюм. А раньше это было четко: бедный человек не мог обрядиться в одежду богатого, а уж тем более никогда в жизни богатый человек не стал бы одеваться в рухлядь низшего по материальному статусу.

И сегодня модно

– Могло ли что-то устаревать? Вообще развивался ли как-то традиционный костюм, была ли мода?

– Мода существовала всегда. И даже в древнем костюме была мода. Просто сейчас она меняется стремительно – в течение года, а тогда она была растянута на десятилетия. Но он не устарел полностью и сейчас. Конечно, есть такие вещи от традиционного костюма, которые мы не можем носить в силу нашего ритма жизни. Мы не можем надеть длинный сарафан с десятью юбками, а сверху головной убор, который весит шесть-семь килограммов, сесть в таком наряде в автобус и отправиться на работу. Но мы всегда можем интерпретировать костюм в соответствии с нашим ритмом жизни.

У меня есть подруга-модница. Однажды на день рождения я сделала ей подарок: взяла конструкцию традиционного сарафана и сшила его из цветного шелка. Традиционная конструкция была выдержана, но без дополнительных элементов. Человек был в таком восторге от того, как же это удобно и красиво. То есть определенные элементы костюма мы можем использовать и в современной одежде.

– Ну речь только про какие-то элементы?

– Вот мы делали подарочные рубахи, шили их по выкройкам традиционных мужских рубашек. Но мы не делали там ярко-красную вышивку, а сделали более сдержанную и в меньшем объеме. Традиционность не лезла, а очень деликатно угадывалась в этом одеянии. Кстати, наш современный оверсайз, бохо, различные худи – это все интерпретация традиционной одежды. А недавно мы были в арт-резиденции в Урае, где собирали молодежь центра творчества Ханты-Мансийска. Они разрабатывали коллекцию современной одежды с вышивкой. У них очень интересно получилось. Очень современная и модная одежда, в стиле молодежи – с капюшонами и прочим, но с традиционной вышивкой. Деликатно и стильно. Считается, что молодежь одевается сама. Но, с другой стороны… Молодежь одевается так, как ее одевают! Если мы будем больше внимания уделять своим традициям, то и молодежь будет одеваться по-другому.

– Сейчас люди изменились или одежда изменила людей?

– Одежда однозначно меняет человека, потому что мы психологически себя по-разному чувствуем в разной одежде. Она как бы определяет, какой у человека будет ритм жизни. У нас был такой случай: к нам приезжал музей из Екатеринбурга, и они привезли этнографические одежды, в том числе шитый золотом кокошник. Он весил килограмма 3,5. Пришел фотограф на выставку, а мне дико хотелось померить этот головной убор. И он говорит: я бы хотел сфотографировать кокошник на голове. Я, конечно, сразу предложила свою кандидатуру. Но сотрудница музея запереживала, что это 18-й век, и решила сама выступить в качестве манекена. Надевает его на голову, делает резкое движение и… Он начинает падать! Это потому что мы не приучены, не умеем носить такое на своей голове, понимаете? Одежда определяла плавность движений. Чтобы во всем этом ходить, женщина должна была себя величаво нести, она не могла бежать в таком наряде вертеться, крутиться. Одежда определяла ритм ее жизни, поведения, несение себя в этом пространстве. Почему сейчас такая одежда с минимумом декора? Потому что мы не можем себе позволить часами ее гладить, она должна легко стираться, не мяться, быть удобной. Потому что мы так быстро живем, что нас ничего не должно стеснять и отвлекать от нашего бешеного ритма.

Не забывать себя

– Коллекция костюмов на выставке  это точное воспроизведение того, как люди одевались раньше или они созданы с долей творческого вымысла?

– Когда мы делаем реконструкцию, то стремимся создать максимально приближенный вариант. Прежде всего это форма костюма и его колористическое решение. Форма костюма определяется конструкцией, и к этому мы подходим очень жестко, мы ее выдерживаем. Колористику мы не можем сейчас сделать точную, потому что не можем найти ту тесьму, которая пришита была на костюм даже 50 лет назад, такие же ткани. Костюм-подлинник шился из ткани ручного ткачества, а в качестве материала для ткачества использовался коровий волос. Ну где мы сейчас найдем коровий волос? Поэтому мы стараемся подбирать ткани, которые бы по своим пластическим свойствам давали ту форму, которая была в первоисточнике. Подбираем тесьму… Здесь главное – визуальные свойства, чтобы было похоже.

– Как создавали эту коллекцию?

– Создавалась коллекция 25 лет. Сначала ее делали мастера-художники и преподаватели, потом мы стали вовлекать студентов и заложили эту работу в учебный процесс. У нас есть семестр, когда они занимаются реконструкцией русских народных костюмов, благодаря чему еще много что параллельно изучают из истории и традиций. В результате у нас получилась такая большая коллекция. На некоторых платьях есть уже небольшая потертость, потому что был период, когда их носили фольклористы. А потом мы поняли, что такая работа драгоценна и не всегда люди, которые надевают костюм, понимают, что они надевают. Я недавно поняла, что нам надо почаще выставлять эту коллекцию, чтобы сургутяне знакомились с нею. Потому что у многих примитивное понятие о русском костюме, которое сформировалось в советском времени. Все видели кокошники хора имени Пятницкого и не могут представить, что на голове женщины может быть что-то другое.

– А почему нам вообще важно все это знать и помнить?

– Из своей истории все важно знать: и одежду, и какие песни пелись. Мы очень многое начинаем терять. Приобретаем знания, летаем в космос, работаем на компьютерах, но архаичные, не менее ценные, а может быть, даже более ценные знания, потому что они находятся в нашей природе, теряем навсегда.

Мы потеряли разумность одежды. Что это значит? Русский народный костюм был сшит так, что делал человека здоровым. Он подвязывался поясом выше талии, под грудью, и это автоматически заставляло правильно дышать. А еще основной вес костюма располагался сзади за счет складок и декора и автоматически разгибал женщину, сутулых людей не было. Сам костюм заставлял человека ходить правильно – прямо и развернуто. Проблема в том, что у нас произошел огромный разрыв в 70 лет. Я помню из своего детства плакаты «Пионеры 15 республик Советского Союза». Узбечата стоят в узбекских костюмах с галстуками, грузинские дети – в грузинских костюмах с галстуками, все 14 республик – «сестер». И только русские мальчик и девочка стоят в европейском костюме «белый верх – черный низ» с галстуками. Мы просто забываем себя…

– Интересное замечание…

– Все начинается с традиций. Мы были на Украине в гостях, и там на свадьбе невеста всегда сначала идет в национальном костюме, а потом уже переодевается в европейское платье. А мы все это благополучно потеряли. Я считаю, что миссия, которую несет наш колледж, очень важна. Когда люди начинают погружаться в культуру, становятся гораздо добрее. Мы как-то устроили вечеринку для естественно-научного лицея. Дети с таким удовольствием играли и плясали!  То есть люди не против всего этого, у них просто нет возможности это увидеть, в этом поучаствовать. Важно вести пропаганду своих традиций открыто, на государственном уровне, и это найдет отклик в душе народа.

Узнать подробнее о русском костюме от Надежды Ефимкиной можно будет 24 сентября в Галерее современного искусства «Стерх» . Встреча арт-клуба состоится с 17 до 19 часов. Затем тема русской старины и современного и творчества будет продолжена певицей и актрисой Кристиной Руденченко. Для маленьких и больших зрителей она разыграет сказку «Ваня Датский»

Фото: Олег Избаш


Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 7783
            [~ID] => 7783
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Какие личные данные мог рассказать русский народный костюм
            [~NAME] => Какие личные данные мог рассказать русский народный костюм
            [PREVIEW_TEXT] => 

Об этом можно узнать на выставке Колледжа русской культуры, которая проходит в Сургуте в галерее «Стерх»

[~PREVIEW_TEXT] =>

Об этом можно узнать на выставке Колледжа русской культуры, которая проходит в Сургуте в галерее «Стерх»

[DETAIL_PAGE_URL] => /articles/intervyu/kakie_lichnye_dannye_mog_rasskazat_russkiy_narodnyy_kostyum/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/intervyu/kakie_lichnye_dannye_mog_rasskazat_russkiy_narodnyy_kostyum/ [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DATE_CREATE] => 15.09.2022 16:27:14 [~DATE_CREATE] => 15.09.2022 16:27:14 [CREATED_BY] => 15 [~CREATED_BY] => 15 [PROPERTY_5_VALUE] => 7744 [~PROPERTY_5_VALUE] => 7744 [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 7783:5 [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 7783:5 [PROPERTY_8_VALUE] => [~PROPERTY_8_VALUE] => [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 7783:8 [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 7783:8 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => kakie_lichnye_dannye_mog_rasskazat_russkiy_narodnyy_kostyum [~CODE] => kakie_lichnye_dannye_mog_rasskazat_russkiy_narodnyy_kostyum [EXTERNAL_ID] => 7783 [~EXTERNAL_ID] => 7783 [IBLOCK_SECTION_ID] => 18 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 18 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1 [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 ) [ERRORS] => Array ( ) [MODULES] => Array ( [iblock] => 1 [blog] => 1 ) [BLOG_DATA] => Array ( [BLOG_URL] => comments [BLOG_ID] => 1 [BLOG_POST_ID_PROP] => 5 [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8 [BLOG_POST_ID] => 7744 [IBLOCK_SITES] => Array ( [0] => s1 ) ) [COMMENT_ID] => 7744 [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/intervyu/kakie_lichnye_dannye_mog_rasskazat_russkiy_narodnyy_kostyum/ [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array ( [IBLOCK_ID] => 1 [ELEMENT_ID] => 7783 [URL_TO_COMMENT] => [WIDTH] => 0 [COMMENTS_COUNT] => 5 [BLOG_USE] => Y [BLOG_FROM_AJAX] => Y [FB_USE] => N [VK_USE] => N [BLOG_TITLE] => [BLOG_URL] => comments [PATH_TO_SMILE] => [EMAIL_NOTIFY] => Y [AJAX_POST] => Y [SHOW_SPAM] => Y [SHOW_RATING] => N [RATING_TYPE] => [CACHE_TYPE] => N [CACHE_TIME] => 0 [CACHE_GROUPS] => Y [TEMPLATE_THEME] => [SHOW_DEACTIVATED] => N [CHECK_DATES] => Y [USER_CONSENT] => Y [USER_CONSENT_ID] => 1 ) )
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
92.26 99.71
: 45 29 марта 2024

онлайн подписка