Автор: С. Жеребцов, старший лейтенант милиции инспектор
В автолюбительском народе есть масса прибауток в адрес Госавтоинспекции. Ну, например, такая: «Гаишник и до столба докопается». Мы, конечно, знали об этом, и тем не менее решили выйти в обычный, плановый рейд. «Докопаться» то есть, но не до столба, а до причин нарушений на дорогах. Речь, понятно, не об открытии Америки в том вопросе – о профилактике.
Откуда берутся нарушители? Оттуда же, откуда и добропорядочные водители. Из квартир, общежитий, бань, кинотеатров. От друзей, тещ, подруг, магазинов и парикмахерских. Да отовсюду! Ну просто забыл пристегнуть ремень. А этот оставил дома права. Пять рублей пришлось заплатить в первом случае водителю «Жигулей» Е 87-71 ТЮ Сахибу Казым-оглы Казимову. Впрочем, он расстался с ними без тени уныния, как с выкуренной сигаретой. С похожим чувством платили штраф за поездку без документов встретившиеся нам рокеры. Что ж, хозяин – барин…
Свой рейд мы начали с поселка Белый Яр. Здесь было все спокойно, как будто все, имеющие колеса, выехали в неизвестном направлении. В отличие от них наш маршрут имел совершенно четкие ориентиры. В поселке Юность, где мы провели около часа, пришлось поработать гораздо плотнее. То и дело попадались все те же мотоциклисты без прав и номеров, без касок, а то и по трое на одном «Иже».
– Понимаете, – оправдывался один из них, – документы остались на работе, когда я переодевался после смены. Может, я лучше домой. А?
Поехали все же в ГАИ. Так было и с теми, кого задержали в этот вечер в аэропорту и на ГРЭСе понятно, что соглашались на разговор в Госавтоинспекции не сразу. Случалось, что пробовали скрыться где-нибудь в закоулках промзоны, в балках или в двухэтажках Кедрового. По дороге на водохранилище мы повстречали «Восход» без номеров, на котором лихо мчались двое, как нам показалось, влюбленных. Они никак не хотели встречаться с кем-либо из окружающих, поэтому, заметив неладное, почти улетели на своем мотоцикле. Это означало первую за вечер погоню. Будь мы на одной машине, нам никогда бы не узнать причину их бегства.
– А мало ли кто с жезлом ходит? – В общем, они попросту испугались. Муж и жена, ехали домой, в Кедровый. Понятия не имеют, за что же их все-таки задержали. Нет документов? Ну, мало ли, дома оставили. Хотите взглянуть?
Конечно, мы этого хотели. Одному из нас пришлось ехать на мотоцикле.
– А ему можно доверять машину-то? Он же пьяный! – Жена, оказавшаяся впоследствии вовсе не женой, пробовала отстоять свои позиции.
– Все равно не заведете, – поддержал ее муж, оказавшийся не мужем. – Че я, свой мотоцикл не знаю?
Завели. Правда, с некоторыми потерями – общественный инспектор Александр Гусев порвал при этом штанину своих брюк. Что же, случается и такое. Бывает и не такое. В тот вечер один из инспекторов, в погоне за нарушителями, был избит в поселке мостостроителей. Впрочем, для него последствия этого инцидента оказались менее продолжительными.
Стоим на грэсовском пятачке: дачники и отдыхающие на теплом канале граждане имеют обыкновение въезжать в город под хмельком... Вон, наступая на пятки впереди идущей «Татре», крадется «Жигули» ВАЗ-2107. Ясно, что-то тут неладно. Останавливаем. Водитель, не поднимая головы и затягиваясь беспрестанно сигаретой, говорит что-то о незаконности наших действий. Предлагаем пройти в оперативный автобус. Знакомимся. Стропальщик мехколонны № 14 Андрей Викторович Макеев. Вчера выпил кружку пива. Почему до сих пор пахнет алкоголем? Понятия не имеет.
– Отпустите, мне завтра в отпуск ехать. Ну че вам стоит? Может, договоримся, а? Отдайте права, я хоть сейчас триста заплачу.
Спустя пятнадцать минут размер мзды вырос до четырехсот рублей. Более точную сумму штрафа за управление автомобилем в нетрезвом состоянии определит соответствующая комиссия ГАИ. И здесь будет идти о лишении прав…
Старшина дорожно-патрульной службы Михаил Пантелеевич Николаев приглашает в дежурный КАвЗ очередного нарушителя. Он ехал, а, вернее, пытался ехать на мопеде. Это Юрий Иванович Белов, кочегар Сургутской нефтегазоразведочной экспедиции. Как и все, оказывающиеся в его положении, он выпил всего-навсего «кружку пива».
– Тут КрАЗы ходят, Юрий Иванович, – втолковывал ему Николаев, – они проедут по вам, не заметив этого. Так сколько вы выпили?
– Не помню, много. Но я больше не буду.
Они все так – как дети. И, как дети, забывают то и дело о своих обещаниях. А мы об этом периодически напоминаем. К сожалению, не всегда помогает. Когда наш рейд подходил к концу и заехали в ГАИ сдавать смену, дежурный капитан Николай Панкрушев принял такое известие: по дороге, ведущей на Восточно-Сургутское месторождение, произошла авария. Один человек скончался, четверо ранены.
К сведению автолюбителей и профессионалов
За первое полугодие на сургутских дорогах произошло триста дорожно-транспортных происшествий. В результате этого 46 человек погибли и 382 получили ранения. По сравнению с тем же периодом прошлого года рост составил 53 процента. По вине водителей государственного транспорта с января по июнь произошло 108 происшествий. Погибли 25 человек, ранены – 18. По вине мотоциклистов совершено было 45 аварий. Двое человек погибли, 50 – ранены. Пешеходы были виновны в создании 69 аварийных ситуаций. Четверо при этом погибли и шестьдесят шесть получили ранения.
От редакции: Если вы узнаете героев публикации, если вы и есть тот человек, о котором много лет назад наши коллеги рассказывали в газете, или его родственник, – пожалуйста, напишите нам в редакцию: red-02@idnu.ru или позвоните по телефону 8-9222-59-08-08.