92.26 99.71
Снег, Дождь, Пасмурная погода -1°
Снег, Дождь, Частично облачно -6°
Снег, Частично облачно -8°
: 45 29 марта 2024

Что глина может рассказать о человеке и почему в Сургуте один керамист//ФОТО

Кабинет мастера-керамиста Инны Шевченко как мини-музей

Что глина может рассказать о человеке и почему в Сургуте один керамист//ФОТО
28820
9 минут
Кабинет мастера-керамиста Инны Шевченко как мини-музей. То, что здесь находится, можно рассматривать бесконечно. Яркие детали, изделия приятно трогать. Шкафы, полки, подоконники – все усеяно необычными поделками из глины. Горшки, посуда, игрушки… Бросается в глаза семейство зайцев с морковками. Все это Инна сделала, точнее, вылепила своими руками. У нее талант. Но Инна мастер с образованием. Она обучалась работать с глиной в, можно сказать, кузнице керамистов, в городе Скопине.

Просто талант


– Бывает изделие, которое берешь в руки, и его не хочется отпускать. Видно, что от него исходит добро, что его делали не ради того, чтобы продать. Еще интересно, что человек обычно делает из глины людей или животных, которые похожи на него. Хотя у меня почему–то все получаются разными, – признается Инна.

И это правда. Слушая рассказ мастера, я уже держу в руках зайца–свистульку. Он может издавать звук, похожий на свирель. Зайчика недавно реставрировали – кто–то сломал ему уши. Инна предполагает, что, скорее всего, нечаянно. Ведь кто только ни заглядывает к ней в кабинет в Доме ремесел в «Старом Сургуте». Чаще всего на мастер–классы к ней приходят дети. Взрослые почему–то стесняются. Хотя эти занятия рассчитаны и на них.

– Иногда что–то даже пропадает, – усмехается Инна.

Она вовсе не жадная. На полках рядом с изделиями для выставок и каких–то проектов «Старого Сургута» стоят и ее личные работы. Те, что для души. Такая отдушина – обязательна для керамиста. Иначе рутина может убить все творчество.

А рутина бывает и в ее деле. Вот, например, штук двадцать мини–горшочков, в которые не влезает даже мизинец. Инна их как–то делала для кукольного домика на выставку. Руки сами тянутся их потрогать.

– Только вот эти медведи еще не обожженные, аккуратнее, – просит девушка.

Все в этом кабинете сделано ее талантливыми руками. Здесь есть даже посуда из глины. Такую на Руси раньше часто использовали. И она не потеряла, кстати, своей актуальности в наше время. Люди стали чаще обращаться к корням и ценить наработки предков. Рядом на столе своего часа ожидает «начатый» кусок глины. Керамист не успела с ним доработать и укрыла влажной тряпкой и пакетом. Это сохранит его от высыхания.

– В «Старом Сургуте» я работаю с 2009 года, а профессионально глиной занимаюсь, наверное, лет десять, – подсчитывает Инна. – Мне это нравилось с детства.

Инна считает, что талант ей передался от бабушки, которая работала воспитателем в детском саду. Она все время занималась творчеством с детьми и, конечно, увлекала этим свою внучку. Кстати, Инна всегда мечтала, чтобы ее работа и досуг были связаны с творчеством. Но родители почему–то отдавали ее на разные спортивные секции.

И вот жизнь все–таки однажды посадила ее за гончарный круг. Расставаться с ним больше не захотелось. Сейчас любимое дело – ее работа. И это настоящий кайф. Порой руки мыть не хочется. Хотя другие коллеги удивляются: что такого приятного возиться в воде с глиной? Для Инны – это радость самовыражения и отдушина.

– Я просто чувствую, что это мое, – признается женщина. – Моя душа всегда была в творчестве. А еще мой прадед работал на стекольном заводе начальником цеха. Но диплом в студенческие годы он писал по теме «Керамика».

Она с восторгом описывает изделие, которое до сих пор хранится у нее на родине в Краснодарском крае. Керамист регулярно ездит в гости к родственникам.

Душа в глине


– Крем надо? – предлагает Инна.

Ее руки большую часть рабочего времени в воде и в глине. Если в белой, то не сохнут. А вот красная глина забирает из кожи всю влагу. Так что на рабочем столе обязательно тюбик увлажняющего крема.

– Есть любимые глины, с которыми хочется работать, а есть – не очень. Все зависит от настроения. Глина, она такая, что любит, когда с ней наедине общаешься. Когда работаешь над серьезными вещами, то нужна тишина. Может отвлечь даже музыка в наушниках.

Здесь вообще много нюансов. От типа глины, например, зависит температура обжига. У всех печей есть свой предел. Печь Инны находится на Черном Мысе, потому что по нормам пожарной безопасности ее нельзя оборудовать в деревянном домике в «Старом Сургуте». Часто на Черный Мыс, конечно, не наездишься, так что приходится копить изделия и потом обжигать оптом. Процедура транспортной доставки тоже довольно проблематичная. Глиняные фигурки очень хрупкие. Не все рога у тех же оленей доживают до обжига. Инна поправляет что может уже на месте.

– Вот стоит серый лось. Он сделан из местной глины и после обжига станет красным. Таков результат химической реакции, – объясняет женщина. – Самому глину добывать очень трудно и затратно. Нужно накопать, подготовить. Проще купить уже готовую.

Диалог с материалом


– Не всегда знаю до конца, что у меня получится, если речь идет про какую–то творческую работу. Когда делаю что–то традиционное, там все понятно. А если современное, нетрадиционное, авторское, все решает настроение. Могу начать делать: дай–ка, я сейчас слеплю оленя. А в процессе понимаю, что и не олень выходит вовсе, а тигр. Главное – понять это вовремя, пока рога не приклеишь.

Не все получается с первого раза. И здесь главное – не истерить. Приступать к глине нужно тоже с настроением. Обычно после нескольких неудачных попыток мастер оставляет изделие до следующего раза. Вообще, процесс это трудоемкий. Глину и рабочее место нужно готовить. Материал вымачивают, когда–то добавляют в него траву – камыш и тополиный пух. Органика перегнивает и делает глину более пластичной. Это важно.

– У нас как таковых своих традиций в керамике нет. В основном у нас археологическая керамика. Но я не очень понимаю, зачем повторять все одно и то же, когда можно внести что–то свое? Я считаю, что было бы интересно совмещать традиционную керамику с уже чем–то современным. Это если делать какие–то утилитарные вещи, – рассуждает мастер о соблюдении традиций и использовании новшеств в керамике.

Инна из тех мастеров, кто против категоричности. У нее разумный подход к творчеству, с уважением относится к национальным знаниям.

– Во всем нужно знать меру. Например, нельзя играться с тем же национальным орнаментом, потому что он может нести в себе какой–то сакральный смысл. Я орнаменты вообще не использую. Однажды коллега мне рассказала, что на концерте выступала девушка в национальном наряде. И ее орнамент «говорил», что она вдова с тремя детьми. Вряд ли девушка об этом подозревала. Нужно знать смысл или не лезть в чужую культуру.

Посетителям могут броситься в глаза черепки на стене. Они похожи на те, что обычно выставляют в музее.

– Когда мы были на самоизоляции в прошлом году, кто–то повесил эти черепки на ручку калитки. Я думаю, что эти образцы хранились в каком–то университете, скорее всего, они с Барсовой горы. Я еще не сверяла орнамент по книге, там можно будет узнать, какой у них возраст.

Керамист уверена, что глина вне возраста и моды. Было бы желание, а использовать ее можно даже в интерьере, в декоре домов. Инна следит за несколькими творческими аккаунтами в соцсетях. Возможно, когда–нибудь она тоже решится на свое дело. Не просто все это, конечно. В идеале мастеру бы хотелось просто работать с глиной.

В регионе, кстати, не так много мастеров, которые чтят традиции этого древнего искусства. Даже в крупнейшем городе Югры – всего один, в «Старом Сургуте». Известная частная фирма ориентирована на бизнес и платные мастер–классы.

Естественность


Отдушина керамиста – фестивали, которые собирают таких, как она, со всей России. Там интересные разговоры, знания и эксперименты. Домой Инна возвращается вдохновленная и напитанная творческой атмосферой.

– Сейчас много мастеров, у которых цель просто заработать деньги. Они не изучили каноны и историю этого искусства, их работа по факту получается некачественной. Я не говорю, что нужно работать только в рамках правил. Но чтобы создать что–то новое, нужен фундамент. У многих его попросту нет. Когда есть фундамент, включается воображение. И если у мастера все это есть, то глина столько всего может передать…

Рабочая одежда Инны вся в пятнах от краски. Гончар недавно красила свистульки, не успела отстирать. Хотя она вообще не переживает на этот счет. На работе переодевается в свою униформу с фартуком. Ну, невозможно работать с глиной в белом воротничке!

– Гончаром называют того, кто больше работает с глиной на круге. А я все–таки, наверное, больше керамист. Одна женщина меня тут назвала глинистом, – смеется Инна.

У нее есть и гончарный круг. Кстати, хороший, японского производства, качественный и с педалью. Мастер–классы на нем не проводятся. Инна использует его, чтобы создать что–то для нужд Дома ремесел – игрушки на выставку и прочее.

– Глина чувствует настроение, она живая, – уверена собеседница. – Где–то я читала, что ДНК человека и глины чем–то похожи. А однажды я делала из глины какой–то горшок. Не доделала. А чтобы он не засох, накрыла мокрой тряпкой и укрыла пакетом. Открываю потом, а там на горшке проросли маленькие росточки. Семена попали в мокрую почву.

Сама керамист предпочитает посуду из обычной глины. Дома у нее есть глиняная миска даже у кошки. Так вкуснее, естественнее. Всем советует.

– Есть процесс «молочения» тарелки. Когда после первого обжига окунаешь посуду в молоко и при температуре 300–350 градусов на два часа отправляешь в печку. Жир от молока забивает поры глиняной посуды. И она уже будет не так поглощать воду. Можно использовать ее в быту. В такой посуде блюда получаются более естественного вкуса. Это безграничная тема. Глину можно изучать всю жизнь и до конца не узнать. Очень хочу с душевной компанией керамистов отправиться в поездку, чтобы поработать с теми, кто меня понимает.

ФОТО: Ирина Швец
Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 3890
            [~ID] => 3890
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Что глина может рассказать о человеке и почему в Сургуте один керамист//ФОТО
            [~NAME] => Что глина может рассказать о человеке и почему в Сургуте один керамист//ФОТО
            [PREVIEW_TEXT] => Кабинет мастера-керамиста Инны Шевченко как мини-музей. То, что здесь находится, можно рассматривать бесконечно. Яркие детали, изделия приятно трогать. Шкафы, полки, подоконники – все усеяно необычными поделками из глины. 
            [~PREVIEW_TEXT] => Кабинет мастера-керамиста Инны Шевченко как мини-музей. То, что здесь находится, можно рассматривать бесконечно. Яркие детали, изделия приятно трогать. Шкафы, полки, подоконники – все усеяно необычными поделками из глины. 
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/society/chto_glina_mozhet_rasskazat_o_cheloveke_i_pochemu_v_surgute_odin_keramist_foto/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/society/chto_glina_mozhet_rasskazat_o_cheloveke_i_pochemu_v_surgute_odin_keramist_foto/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [DATE_CREATE] => 26.02.2022 16:04:31
            [~DATE_CREATE] => 26.02.2022 16:04:31
            [CREATED_BY] => 5
            [~CREATED_BY] => 5
            [PROPERTY_5_VALUE] => 3732
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 3732
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 3890:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 3890:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 3890:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 3890:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => chto_glina_mozhet_rasskazat_o_cheloveke_i_pochemu_v_surgute_odin_keramist_foto
            [~CODE] => chto_glina_mozhet_rasskazat_o_cheloveke_i_pochemu_v_surgute_odin_keramist_foto
            [EXTERNAL_ID] => 3890
            [~EXTERNAL_ID] => 3890
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 10
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 10
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 3732
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 3732
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/society/chto_glina_mozhet_rasskazat_o_cheloveke_i_pochemu_v_surgute_odin_keramist_foto/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 3890
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
92.26 99.71
: 45 29 марта 2024

онлайн подписка