81.13 95.10
Ясно       -4°
Частично облачно       -4°
Снег, Дождь, Пасмурная погода      
: 45 18 ноября 2025

Формула силы Александра Зинца: как тренер из Лянтора меняет представления о силовом спорте

400 кг на штанге, исторические знания в голове и железная воля в характере

Формула силы Александра Зинца: как тренер из Лянтора меняет представления о силовом спорте
13 минут

Сила для Александра Зинца — это не только о штанге в 400 килограммов, но и о силе духа, дисциплины и просветительской миссии. В интервью тренер и профессиональный спортсмен, известный под прозвищем Лев, рассуждает о том, как исторические знания и борьба с собственной ленью помогают ему идти к рекордам, почему доброта — признак истинной силы, и как он меняет спортивную культуру целого города, воспитывая новое поколение.

Философия и мотивация

Вы упомянули, что силачи — не глупее других, и сами имеете два высших образования. Как ваши знания по истории и юриспруденции помогают вам в тренировках и на соревнованиях? Есть ли связь между силой ума и силой мышц?

Говоря об истории, важно понимать и помнить, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. Исторические знания позволяют легче ориентироваться в современном мире и понимать многие вещи более спокойно и относиться ко многим вещам с пониманием.

Любая подготовка, тем более подготовка к каким-либо рекордам, происходит не только в зале. Она происходит на кухне, во время отдыха, во время правильного восстановления. Это тоже все накапливается с учетом каких-то корректировок со временем, с опытом. Не обладая всеми этими знаниями, невозможно подойти к каким-то серьезным весам. Профессиональный спортсмен, если его не ведут, не курируют, он занимается без тренера, как в моем случае. Тут без знаний никак не обойтись, поэтому все знания, которые накоплены путем проб и ошибок, я использую по максимуму. В том числе исторические моменты.

Мне очень сильно помогают в спортивное прошлое наших великих атлетов. Я изучаю какие-то моменты для себя, подчеркиваю, подчерпываю важные вещи, делаю выводы. И на основе их прожитого опыта, их знаний, я корректирую и применяю на себе.

Вы говорите, что мотивируетесь успехами своих подопечных. А что является вашим внутренним двигателем, когда речь идет о личных рекордах? Что вы говорите себе, подходя к штанге?

Для меня чем ближе я подхожу к серьезным весам, тем больше понимаю, что мне необходимо сделать еще один шаг до чего-то значимого, чего-то очень важного и ценного. Понимаю, что уже преодолел огромное расстояние, огромный путь проделал и остается вот совсем немножко, совсем чуть-чуть. Для меня вот это является самым главным двигателем, побуждающим меня двигаться вперед. Огромное количество тренировок, тысячи часов пролитого пота, иногда и крови, вплоть до каких-то травм. Вот все вот это, весь этот накопленный багаж, он меня толкает, побуждает двигаться дальше и добиться более серьезных успехов, более серьезных результатов.

Вы называли себя «ленивым по природе». Как ленивый человек заставляет себя четыре раза в неделю выкладываться в зале и не расслабляться даже в отпуске? В чем секрет вашей дисциплины?

Я бы не назвал себя супердисциплинированным спортсменом. Вот это единственный момент, который меня немножко тормозит в плане дисциплины. Я стараюсь, конечно, себя максимально брать в руки, подходить со всей ответственностью, но ленивый по природе и стараюсь как можно больше себя загружать, чтобы не отвлекаться на эту лень. Потому что, как только у тебя появляется свободное время, помимо спорта, сразу же начинает накатывать лень. Поэтому я борюсь с ней, стараюсь максимально себя изолировать от нее.

Весь секрет в том, что просто нужно заниматься любимым делом по максимуму, т.е. всегда отдавать себя полностью и получать максимально хороший результат!

Влияет ли спортивная подготовка на агрессивность и конфликтность и как вам удается удерживать себя в руках в случае каких-то конфликтных ситуаций в обществе? Учите ли вы своих подопечных миролюбивости?

Очень давно не возникало никаких конфликтных ситуаций. Я думаю, любой спортсмен, любой профессионал будет избегать этого. Во-первых, это стресс для любого человека, а стресс – это очень плохо, это откатывает тебя назад. Во-вторых, ты, проявляя агрессию или проявляя какую-то нетерпимость к другим людям, ты себя сам делаешь слабее. Сильный человек – это добрый человек, тот кто действительно может свою доброту проявить по отношению к другому. Если ты со всеми в хороших отношениях, ну или в нейтральных отношениях, то тогда я думаю и никаких конфликтных ситуаций не будет. Ну и на собственном примере я показываю ученикам, что все эти конфликтные ситуации, они могут легко обойти стороной, если ты будешь проявлять терпимость и миролюбие.

Путь к рекордам

Ваши ученики — люди разного возраста и статуса, от студентов до топ-менеджеров. Существует ли универсальный ключ к тому, чтобы зажечь в них любовь к силовому спорту? Как вы строите тренировки для такой разношерстной группы?

Да, действительно, у меня абсолютно разные подопечные: и очень молодые ребята, и возрастные люди, и разный социальный статус. Ну, и для каждого, конечно, свой подход. Допустим, молодежи больше на собственном примере показываешь какие-то силовые моменты, показываешь номера, и у ребят виден этот восторг, видно их потом повышенное желание заниматься. Если мы говорим о взрослых людях, тут больше подход такой, скажем, для здоровья. Самое главное – провести качественную профессиональную тренировку так, чтобы человек не переутомился, но и не расслаблялся. Здесь должна быть золотая средина. Если умеешь ее находить, то это буду ценить и клиентская база всегда будет.

Вы застали эпоху «подвальных качалок». Что, на ваш взгляд, ушло безвозвратно с переходом в современные спорткомплексы, и что, безусловно, стало лучше?

Я тренировался во многих подвальных качалках в свое время, они и сейчас существуют во многих городах, но просто люди привыкли со временем к комфорту, он расслабляет. К сожалению, ни в одном фитнес-клубе ты не сможешь добиться серьезных спортивных результатов именно силовых, потому что для этого тебе необходимо такая, действительно, брутальная база. А с другой стороны, многим людям и не нужно добиваться прям каких-то значимых силовых высот. Им просто нужен комфорт, поэтому тут каждому свое. Я считаю, что просто всему свое время. В последние 20−30 лет количество занимающихся увеличилось в десятки раз. Если раньше подвальные качалки это была какая-то своя культура, то сейчас занятия фитнесом, занятия силовым фитнесом, просто занятия спортом стали очень популярными, поэтому качалочки потихонечку отошли и на их место вышли фитнес-клубы для огромного количества желающих. Люди ценят уют и в принципе все это им дают.

Вы сказали: «Тот, кто не травмировался, тот не занимался силовым экстримом». Как вы учитесь «дружить» с травмами? Какова ваша философия восстановления и работы через боль?

В течение всей своей спортивной карьеры я стараюсь максимально избегать различного рода травм. Поэтому, слава богу, что у меня их практически не было. Единственное, у меня был частичный отрыв бицепса в 21-м году на чемпионате России. Стараюсь максимально использовать экипировку, даже на небольших весах, хорошую разминку проводить. Чем старше ты становишься, чем больше ты занимаешься по времени, тем больше внимания ты уделяешь разминке. И после хорошей разминки используешь экипировку по максимуму, даже на небольших весах, и все это помогает тебе минимизировать риск травматизма. Но и никогда не работаю через боль. Никогда. Если ты чувствуешь какие-то болевые ощущения, нужно полностью убирать нагрузку и давать отдых.

Вы считаете, что ваш пик наступит к 33-35 годам. Как выглядит подготовка к этому пику? Меняете ли вы сейчас подход к тренировкам, питанию, восстановлению, зная, что главные победы еще впереди?

Да, я понимаю, что через 2−3 года у меня будет пик силовых показателей. Я к этому иду, увеличиваю тренировочный процесс, делаю более интенсивным, более объемным. Вот как раз лень мне не позволяла делать те объемы тренировочные, которые мне необходимо было делать ранее. Сейчас я это корректирую, и результаты растут намного быстрее. Мне не хватало действительно объемных тренировок: больше рабочих подходов, больше повторений, где-то меньше повторений, больше подходов. Сейчас скорректируем и выхожу на пик, через 2−3 года будет как раз. К этому времени нужно будет выходить на международный уровень.

Сообщество и наследие

Прозвище «Лев». Как у вас появилось это прозвище? Оно отражает ваш характер в зале, вне зала, или и то, и другое?

Прозвище Лев у меня появилось давно, в 2015 году. Меня так назвали братья Арангуловы из города Тобольск. Это известные заслуженные деятели, художники, композиторы, певцы, спортивные организаторы. То есть это разносторонние люди, очень интересные, очень интеллектуально развитые и многогранные. И вот, Хусейн Арангулов, один из братьев, придумал прозвище и назвал меня львом, но оно в принципе и было понятно почему. Я по знаку зодиака лев, я левша, то есть все делаю левой, поэтому как-то вот так оно мне и прижилось. Если кто-то верит в знаки зодиака, тут как раз этот знак отображает мою сущность прям на 99%.

Вы упомянули, что читаете Брэдбери. Какую роль в жизни серьезного атлета играет художественная литература? Что для вас является настоящим отдыхом, если даже отпуск — не повод расслабиться?

Вообще, чтение книг помогает, отвлекает, расслабляет, кого-то обучает, чему-то учит. Книга дает какой-то совет. Где-то для себя что-то подчерпываешь интересное, новое. Для меня художественная литература — это повод расслабиться, отдохнуть, отвлечься. Раньше я очень много читал, сейчас, к сожалению, стал намного меньше, но стараюсь иногда что-то интересное.

Для меня так повелось, что все отпуска, как правило, связаны с выездными соревнованиями, поэтому у меня такой отдых. Для меня отдых – это выступить где-то, отвлечься от рабочей какой-то рутины, встретиться с друзьями, коллегами по цеху, погулять в другом городе, посетить какие-то места интересные. В общем, развеяться.

Вы уверены, что будете в спорте всегда, и рассматриваете армрестлинг. Почему именно он? Видите ли вы себя в будущем тренером, наставником нового поколения российских силачей?

Армрестлинг в более позднем возрасте — это максимально доступный и безопасный силовой вид спорта, в котором можно себя реализовать и в более зрелом возрасте, даже после 40 лет. Есть много примеров, где спортсмены с других видов спорта переходили в этот вид спорта и довольно-таки успешно боролись. Поэтому армрестлинг, с ним всегда дружу, не бросаю его. Почему бы и нет?

России всего около 60 человек активно занимаются силовым экстримом. Каково это — быть частью такого маленького, узкого сообщества? Вы скорее соперники или братья по железному цеху?

Сейчас силовым экстримом в последнее время занимается намного больше ребят, но любительским. А профессиональным, да, около 60−70 человек по всей России, вот именно с теми нагрузками, с теми, скажем так, коммерческими выступлениями, да, около 60 человек. Нас немного, потому что веса огромные и действительно это силовой экстрим. Тот силовой экстрим, который изначально и создавался. То есть силовой экстрим – это такое узкое сообщество, такая, скажем так, конечная точка для спортсмена, который достиг хороших результатов и имеет хорошую силовую подготовку, и вот хочет себя реализовать.

Во время мероприятий, во время турнира мы соперники. В жизни мы дружим, все знакомы друг с другом. Если и не дружим, то как-то нейтрально относимся. Поэтому нет такого, что где-то в жизни мы соперники, такого не бывает.

Взгляд в будущее

Большинство силачей, включая вас, официально трудоустроены. Как вам удается совмещать работу методиста с тренировками и подготовкой к рекордам? Что сложнее: поднять 400 кг или найти на все это время и силы?

Вся моя работа связана так или иначе со спортом. На данный момент я являюсь тренером-преподавателем по физической культуре в нефтяном техникуме города Лянтор. Поэтому основная моя работа тоже связана со спортом. График, тренировки, все это получается успешно совмещать. Поэтому, когда у тебя основной вид деятельности и основная работа между собой переплетены, то в принципе все это очень удобно.

А поднять 400 килограмм или найти для этого время и силы… наверное, время - нет. Время для этого можно найти всегда. А вот силы, да. То есть тут нужно грамотно распределять свои силы, ресурсы и где-то их экономить, копить, накапливать и потом в нужный момент тратить.

Когда вы начинали, в городе почти не знали о силовом экстриме. Что вы чувствуете сейчас, видя, как ваша работа меняет спортивный ландшафт целого города? В чем ваша главная миссия как популяризатора?

Действительно, когда я приехал шесть лет назад в город Лянтор, вообще отсутствовало понимание, что такое силовые виды спорта у людей, что такое пауэрлифтинг, армрестлинг. Постепенно, потихонечку стал обучать, прививать эти виды спорта, проводить мероприятия, соревнования. Три года подряд проводил «Самый сильный человек ХМАО-Югры» на центральной городской площади. С 22 года проводил ежегодные соревнования по армрестлингу, по пауэрлифтингу. И постепенно, потихонечку появились заинтересованные ребята, которые стали заниматься и выступать. Возил ребят на турниры в Санкт-Петербург, в Тюмень, на местные турниры. Выступали у меня очень много в Сургуте ребят на оригинальных турнирах, вывозил их. И сейчас по армрестлингу у меня готовится сборная Лянтора.

Стараюсь с каждым годом также пропагандировать эти виды спорта, но хотелось бы, конечно, больше внимания со стороны администрации к этим видам спорта, потому что, к сожалению, до сих пор нет возможности заниматься серьезно, ребятам вести секцию, иметь ставку тренера по армрестлингу, поэтому официально не могу работать тренером по силовым видам спорта, но неофициально занимаюсь этим делом безвозмездно.

Моя главная задача – продолжать популяризировать силовые виды спорта, пропагандировать здоровый образ жизни и своим примером, для кого-то это важно, я уверен, показывать красоту силовых видов спорта и добиваться значимых результатов.

Читайте также

81.13 95.10
: 45 18 ноября 2025