Я с раннего детства знала, что мой дедушка герой. Помню его нарядный костюм с медалями, который он надевал на каждый День Победы. В нашей семье это всегда был самый главный праздник. Мы собирались все вместе, смотрели по телевизору парад, поздравляли деда. Он каждый раз плакал, а я не понимала, почему вдруг слезы, ведь он победил.
Путь-дорожка фронтовая
Однажды (мне тогда было лет шесть) мы с ним ехали в автобусе и я громко спросила: «Дедуля, а ты на войне не погиб, потому что хорошо от немцев прятался?» – и не могла понять, почему все взрослые смеются от этого вопроса, ведь по моей, детской, логике немцы дедушку не убили, потому что не нашли. Как не могла я тогда понять и то, почему дедушка не любит рассказывать о войне. Когда мы, его внуки, начинали задавать вопросы, он сильно волновался и старался перевести разговор. Именно поэтому в нашей семье не так уж и много сведений о его боевых подвигах – в основном обрывочные воспоминания бабушки и то, что нам удалось прочитать в выцветшем от времени военном билете и других документах, бережно ею хранимыми.
Сергея Александровича Сурикова призвали на войну в 1942 году, сразу отправили в пехотное училище в г. Великий Устюг, после окончания которого зачислили стрелком в 101-й стрелковый полк 35-й гвардейской стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. После ранения в ногу в мае 1943 года под городом Ельня дедушку отправили в госпиталь, а затем – автоматчиком в четвертую мотострелковую бригаду второго танкового корпуса.
В августе 1943-го во время битвы на Курской дуге дедушка получил ранение в голову и был контужен, попал в госпиталь. Его матери, Наталье Семеновне, прислали на младшего сына похоронку. Но она ни на минуту не поверила этому: материнское сердце чувствовало, что Сергей жив, как и его старший брат, тоже ушедший на войну. Ей приснился сон, что оба ее сына вернутся живыми в родное село, она ждала их. Через время мой дедушка после госпиталя приехал домой на трехдневную побывку.
Как в кино про войну
В апреле 1945 года Сергей Александрович прошел курсы лейтенантов Московского военного округа и был назначен командиром стрелкового взвода автоматчиков 71-й мотострелковой бригады 3-й танковой армии 1-го Украинского фронта. Наш герой участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Украины, Германии, Чехословакии, Австрии, дошел до Берлина, и уже на подступах к городу командование повернуло их армию на Прагу, где он и встретил День Победы.
И самое удивительное, в Праге он случайно встретил своего родного старшего брата Ивана, который тоже воевал, но на других фронтах. Они не виделись несколько лет и ничего не знали друг о друге. История о случайной встрече родных людей, прошедших разными дорогами всю войну и неожиданно столкнувшихся в Чехословакии, достойна сценария фильма. Но это была жизнь.
Нашего героя демобилизовали в 1946 году в звании лейтенанта. За личное мужество и отвагу в боях Сергей Александрович Суриков был награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Через какое-то время, когда стали появляться сайты с информацией из рассекреченных военных архивов, я нашла приказы о наградах дедушки. К сожалению, в нашей семье сохранились только юбилейные медали и орденские планки. Все значимые награды затерялись в многочисленных переездах, что-то дедушка раздарил деревенским ребятишкам. Я не понимала, почему он не сберег их. Однако, по словам бабушки, ее супруг не хотел, чтобы они напоминали ему о войне.
Один из найденных мною документов – о представлении к ордену Красной звезды – содержал следующую информацию: «Младший лейтенант Суриков С.А. показал себя дисциплинированным и требовательным офицером, участвовал в боях на Белгородском направлении и в этих боях был ранен три раза. Достоин правительственной награды – ордена Красной звезды».
Память героя
После войны дедушка вернулся в родное село, окончил курсы механизации сельского хозяйства и по комсомольской путевке уехал на целину в Черниговский зерносовхоз, в северный Казахстан, где и познакомился с моей бабушкой. В 1954 году они поженились, у них родились две дочери. В 1974 году дедушку через московский военный комиссариат разыскал его друг, с которым они вместе воевали, и пригласил работать на Север, оформил вызов.
Дедушка приехал первым, устроился в ССУ-1 треста «Сургутнефтеспецстрой» старшим инженером по технике безопасности. Чуть позже перевез в Сургут всю семью. Там и работал до пенсии. Выйдя на заслуженный отдых, бабушка с дедушкой переехали в Новороссийск, но, не выдержав разлуки с детьми и внуками, через несколько лет вернулись. В 1993 году дедушке дали первую группу инвалидности – сказывались последствия контузии и ранений.
Нашего героя часто приглашали в школу, расположенную по соседству, просили рассказать детям о войне, но он не мог о ней говорить, воспоминания захлестывали его. Когда накануне 9 Мая к нему домой приходили представители движения «Юные жуковцы», то на глаза дедушки наворачивались слезы. А расстроившись, ночью он снова воевал… Мы слышали, как во сне он командовал своим взводом, кричал: «За Родину!!! Вперед!!!», ругал фашистов. И понимали, почему ему не хочется рассказывать о тех ужасах войны, которые довелось пережить.
В декабре 2002 года дедушки не стало. Он похоронен в Сургуте на аллее славы Чернореченского кладбища. Рядом с ним – фронтовики и молодые парни, погибшие во время Чеченской кампании. Но он всегда с нами, в наших воспоминаниях, в наших сердцах. Я веду его страницу на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа». В этом году в рамках федерального проекта «Книга памяти» собрала сведения о дедушке и отправила его данные на родину нашего солдата – в архив Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, откуда он призывался и где сведения о нем вписали в Книгу памяти. Мы с дедушкой несколько раз ходили в «Бессмертном полку», а его портрет пролетал над городами Югры на бортах самолетов пилотажной группы «Барсы».
Правнуки Сергея Александровича тоже знают, что их прадедушка был герой. В прошлом году самый младший участвовал в мини-шествии «Бессмертного полка» в своем детском саду и нес портрет нашего лейтенанта. Есть надежда, что в этом году отменят все ограничения, и мы с дедом в очередной раз пройдем по улицам города в этот самый важный «праздник со слезами на глазах».
Больше о героях – в рубрике «Память Победы»