Кто сказал, что Чехов – это скучно и не для детей? Театральная студия «Кулисы» с блеском опровергает этот стереотип в спектакле «Брожение умов». Юные актеры с удивительной зрелостью погружаются в мир чеховских персонажей, заставляя зрителей по-новому взглянуть на классику.
Режиссер-постановщик Игорь Кутьков, представив альманах чеховских новелл, доверил своим воспитанникам задачу, казалось бы, непосильную: передать тонкие психологические нюансы и социальные противоречия, присущие прозе Чехова. Премьера стала не просто демонстрацией актерского мастерства, а свидетельством зрелого осмысления классики молодыми талантами.
Игорь Ремович отмечает, что постановка – «несистематизированная интерпретация», предоставляющая простор для творческого поиска. И именно в этом «брожении» юношеских умов рождается свежий, незашоренный взгляд на чеховские темы. Стоит отметить, что юные актеры сумели прочувствовать и передать внутренний мир персонажей, их сомнения и переживания.
Одной из запоминающихся сцен является «Размазня». Актриса Полина Плутова создает образ робкой и беззащитной гувернантки, мастерски передавая ее смирение и готовность терпеть несправедливое отношение. Контрастом выступает персонаж Ивана Пчельникова – грубый и самовластный хозяин, чье поведение подчеркивает социальное неравенство и уязвимость положения гувернантки. В этой сцене акцент сделан на психологическом давлении и постепенном осознании героиней своей силы.
Не меньшего внимания заслуживает работа «Пересолил», где Павел Михайлов демонстрирует комедийный талант, создавая образ испуганного интеллигента, попавшего в переплет. Его мимика и жесты точно передают нарастающее отчаяние и готовность на все, лишь бы выжить. Его персонаж вызывает сочувствие своей наивностью и страхом перед грубым и непредсказуемым мужиком-перевозчиком, роль которого также убедительно исполнил Иван Пчельников. Этот дуэт создал яркий контраст, подчеркивающий комизм абсурдной ситуации.
В других новеллах, таких как «После театра», «Умный дворник», «Злой мальчик» и «Беззащитное существо», молодые актеры также демонстрируют широкий диапазон эмоций и умение работать в разных жанрах. Каролина Корогодина, Кирилл Алексеев, Ульяна Нескребина, Екатерина Вульпе, Ульяна Бармина – каждый из них вносит свой неповторимый вклад в создание многогранного и живого образа чеховской эпохи.
Режиссер Игорь Кутьков, предваряя спектакль, назвал его «грустным праздником», отмечая уход задействованных в постановке актеров старшей группы «Кулис» во взрослую жизнь: многие участники покидают студию после окончания школы. И эта нота прощания, действительно, сквозит через всю постановку. В ней есть что-то хрупкое, эфемерное, как летний вечер, который хочется удержать, но знаешь, что он неизбежно угаснет.
«Брожение умов» – словно встреча с юностью, с ее наивностью и энергией, с ее поиском себя и своего места в мире. Спектакль стал неким «выпускным альбомом», наглядно демонтирующим, что юные артисты способны на глубокое осмысление сложных произведений классической литературы, способных увидеть в чеховских персонажах не музейных экспонатов, а живых людей, со своими страхами, надеждами и мечтами. Они не боятся браться за «взрослые» темы, а находят в них свой собственный голос, свою правду и свою искренность.