81.13 95.10
Снег, Дождь, Пасмурная погода      
Ясно       -4°
Частично облачно       -4°
: 45 17 ноября 2025

Как санкции сказались на «китайском рынке»

Репортаж с сургутского рынка: снизился ли поток покупателей и ждут ли продавцы роста цен

Как санкции сказались на «китайском рынке»
1 минута

«Свет, ты понимаешь, что они ушли?» – жалуется шопоголик Маша своей подруге. Вот уж две недели Мария Дмитриева, большой начальник в крупной фирме, переживает личную трагедию – закрытие брендовых магазинов. На протяжении нескольких лет она тратила большую часть зарплаты на походы по модным бутикам, вещи покупала только фирменные. «В чем же я буду ходить?» – рыдает Маша. – «В чем, чем – на рынок пойдем», – отвечает Света, которой истерика Маши уже поднадоела. 

Не все так страшно. Бренды ушли, но голыми мы не останемся. В настоящее время российский рынок вещей изобилует товаром на любой вкус и цвет. Да и сами бренды уже вместо громкого «Мы уходим от вас!», добавляют маленькое, но значительное «временно». Только вот многие русские патриоты не собираются больше покупать там вещи: предали, так предали. 

Русский народ мало чем напугаешь. Мы прошли и огонь (лесные пожары), и воду (паводки). И босиком в минус тридцать на картонке штаны примеряли. Об этом и будет материал «СТ». 



Люди–и–и?.. 

До прихода крупных моллов торговым центром для сургутян был местный рынок – «Китайский», как его прозвали в народе. Здесь можно было найти все – начиная от канцелярии и заканчивая верхней одеждой. Сумочки от Gusi, кроссовки Аbibas, нижнее белье от Victorya Sekret... А какова атмосфера! Из колонок раздается музыка, торговцы одаривают комплиментами, зазывая в свой закуток, а ты идешь такая – королева. 

Сейчас торговцы по–прежнему здесь, товара полно, да и комплименты тоже присутствуют, вот только радости в глазах продавцов не видно. Покупателей здесь как кот наплакал. 

– Как торговля? – спрашиваю я у девушки–продавца. 

– Плохо. Еще ничего не продала, – говорит она. 

Товар у нее был когда-то популярным – кигуруми. Еще пару лет назад в городе на них был небывалый ажиотаж. Дети просили родителей купить радужного единорога или Стича в качестве подарка на Новый год. А сейчас этот единорог, покрытый снегом, грустно висит на манекене. По словам девушки, в десятых числах месяца, когда люди получают зарплату, у них всегда много покупателей. Но дата близится к 20-му, а людей все нет. 

– Раньше в день могли двадцать тысяч выручки сделать, а сейчас вообще впустую стоим, – рассказывает девушка. 

– Аренду отбиваете? – интересуюсь я. 

– С трудом. 

Девушка сообщает, что успела приобрести товар по прежней цене, а вот ее соседу, продавцу детских товаров, повезло намного меньше. 

– Почем игрушка? – интересуюсь я, разглядывая плюшевого монстра Хагги Вагги, который пользуется сейчас популярностью у ребятни. 

– 1050 рублей, – говорит мужчина. 

– Почему так дорого? 

– Так цены подняли, – смущается он. – Это уже новая партия. Раньше по 850 рублей продавали, а сейчас поставщики цены подняли, и мы закупаем по 850. 

– С доставкой проблем нет? 

Мимика мужчины говорит, что и логистика сейчас подводит. С его слов, новая партия товара задержалась на две недели. Правда, дефицита они не испытывают – покупателей мало. 

Семейный бизнес 

«Китайский рынок» существует в Сургуте не первый десяток лет. Даже можно встретить династии. Так, Лусине Мурадян вместе с мужем больше десяти лет занимаются продажей верхней одежды: пальто, куртки, пуховики. По образованию девушка – логопед, но по призванию – продавец. 

– Я поработала какое–то время по специальности, но ушла, душа не лежит, – делится Лусине. 

Недостаток клиентов предприниматели почувствовали еще в начале пандемии. Тогда люди предпочитали сидеть дома и не тратиться. Сейчас ситуация не изменилась. Новых клиентов у них нет, а постоянные покупатели едва окупают аренду. Перспектива еще хуже. 

Лусине успела приобрести товар по прежней цене, но в конце апреля планируется новая партия, и ценник будет там заметно выше. Зато с логистикой проблем нет – всю одежду они заказывают в Москве. 

– Через месяц будем новую партию заказывать. Смотрели цены – на сорок процентов подняли, – говорит она. 

– Не боитесь совсем лишиться клиентов, – спрашиваю я. 

– Боюсь. А что делать? 

– Может, перепрофилироваться? 

– Нет, это ж как второй дом. Жалко, – делится она. 

И таких примеров здесь не мало. Уход западных брендов пока никак не отразился на спросе на рынке. А вот санкции существенно ударили по ценам. Каждый предприниматель с опаской ждет новый товар. Но бросать семейное дело торговцы пока не собираются.

Фото: Ирина Швец

 

Читайте также

81.13 95.10
: 45 17 ноября 2025