93.44 99.58
Снег, Дождь, Частично облачно -6°
Частично облачно -9°
Частично облачно -9°
: 45 22 апреля 2024

Город без ворот: как в Сургуте намерены решать проблему отсутствия вокзалов

Речь шла о строительстве и реконструкции комплексов обслуживания пассажиров

Город без ворот: как в Сургуте намерены решать проблему отсутствия вокзалов
2935
8 минут

Речь шла о строительстве и реконструкции комплексов обслуживания пассажиров. На сегодняшний день Сургут, который по факту является крупнейшим транспортным и логистическим центром региона, не имеет своего автовокзала, строительство современного железнодорожного вокзала заморожено, международный аэропорт давно не соответствует количеству перевозимых пассажиров, а о необходимости его реконструкции говорят уже несколько лет. По инициативе депутатов обсуждение вопроса прошло на недавнем заседании постоянного комитета думы по городскому хозяйству и перспективному развитию города.


Стратегическое опоздание

Транспортные пути считаются кровеносными артериями экономики. Есть дороги – будет и развитие. В этом отношении Сургут можно назвать везунчиком. Благодаря своему удачному географическому расположению он оказался узловым городом на пути как с юга на север, так и с запада на восток. Автомобильная и железнодорожная трассы, воздушное сообщение, а до недавнего времени речной путь способствовали быстрому развитию города, его превращению в крупнейший промышленный центр региона.    

В декабре 2023 в Сургуте была принята новая Стратегия социально-экономического развития до 2050 года. В документе заявлено, что уже сегодня город планомерно превращается в крупный транспортный узел межрегионального значения. Речь идет о создании Северного широтного хода и перспективном проекте железнодорожной магистрали из центральной России через территорию Югры и дальше на Дальний Восток.  В восточной части города в настоящее время идет строительство второго моста через реку Обь с выходом на трассу Сургут – Нижневартовск. Количество транспортных путей увеличивается, растет объем грузоперевозок и пассажирский поток. А вот условиями для этих самых пассажиров Сургут похвастаться не может: аэропорт маловат, автовокзала и речного вокзала нет, железнодорожный вокзал в стадии замороженного строительства.

– Этот вопрос касается каждого сургутянина, избиратели нам его часто задают, особенно сейчас, накануне отпускного сезона. Мы опаздываем за экономическим развитием города Сургута и Ханты-Мансийского округа – Югры. У нас строится сейчас второй мост, а это дополнительная нагрузка на транспортную сеть и все обозначенные объекты. Президент обозначил в своем послании строительство Северного транспортного пути, который пройдет через Нижневартовск и дальше на восток, следовательно, пассажиропоток кратно увеличится. Мы заинтересованы в том, чтобы при планировании этих пассажирских комплексов увеличить скорость рассмотрения этих вопросов, – отметил в ходе обсуждения председатель думы города Сургута Максим Слепов. 



Два в одном

Ситуацию, сложившуюся вокруг строительства ж/д вокзала, депутаты называют особенно острой. О необходимости реконструкции и расширения здания заговорили еще в 2011 году, когда шли долгие трехсторонние переговоры между городом, округом и РЖД, в администрации Сургута даже презентовали журналистам эскизные проекты будущего вокзального комплекса. Но сроки реализации постоянно, как принято сейчас говорить, сдвигались вправо. Наконец, в прошлом году началась реконструкция вокзала, а по сути – строительство нового, поскольку старое здание было полностью разобрано. Несколько месяцев сургутяне наблюдали за работой тяжелой техники за забором, а затем все затихло. Стройка была остановлена, а проект отправлен на корректировку. Теперь стройку обещают возобновить будущим летом.

С точки зрения законодательства, права и возможности местной власти в этом вопросе весьма ограничены: к примеру, собственником железнодорожного вокзала является компания «РЖД», именно она и принимает решение о строительстве и реконструкции объекта. К вопросам местного значения относится лишь размещение автовокзала междугородних сообщений. И здесь городским властям совместно с правительством округа удалось договориться с РЖД о его размещении в комплексе с железнодорожным. На привокзальной площади расположат посадочные платформы и место для стоянки междугородних автобусов.

– Наша задача, чтобы единовременно была осуществлена реконструкция ж/д вокзала и организована инфраструктура прилегающей площади в формате автовокзала. Конкретные параметры будут уточнены после прохождения экспертизы проектно-сметной документации, – проинформировал депутатов директор департамента архитектуры и градостроительства администрации города Алексей Фокеев.

С одной стороны, логичное решение, такой же вариант был реализован при строительстве нового вокзала в Нягани. Однако, по словам депутатов, жители привокзального района города не слишком образовались будущему соседству.  

– Классная идея – объединить ж/д и автовокзал. А где там ставить автобусы междугороднего класса? И городские автобусы, и личный транспорт пассажиров. Мы говорим: «Покажите схему размещения участка». А нам говорят: «Мы ее еще не разработали, результаты будут после экспертизы проекта».  То есть схема планировочных рекомендаций земельного участка в составе проектной документации, которая идет на экспертизу, отсутствует. Почему? – засыпал вопросами представителей администрации депутат Владимир Болотов, инициировавший обсуждение вопроса в думе.

Поэтому народные избранники считают, что уже сегодня необходимо проработать схему расположения посадочных платформ, парковок, мест стоянки междугородних и городских автобусов. И сделать это совместно с собственником здания, проектировщиками, администрацией города с обязательным привлечением депутатского корпуса.  

– На сегодня мы все свои действия заканчиваем на уровне формирования нового генплана, а дальше не наше дело. Я категорический противник такого подхода. В моем понимании, вне зависимости от того, кто является собственником, это – интересы города, и нам нужно формировать четкую позицию, чтобы мы улучшили ситуацию с ж/д вокзалом. А пока получилось так: сначала снесли, потом заморозили, потом корректируем проектную документацию, потом сидим и ждем, – выразил свою точку зрения Владимир Болотов.



На берегу пустынных волн

Как отметил главный архитектор города Алексей Фокеев, междугородние автобусные перевозки не должны занять много места на привокзальной площади: по новому генплану, публичное обсуждение которого запланировано на апрель, в городе будут построены несколько автостанций, привязанных к транспортным направлениям. В том числе в восточной части города, в едином комплексе с речным вокзалом.  

– Это стратегическое решение, заложенное в генплан. Мы сознательно ушли от строительства централизованного автовокзала и вышли на размещение по территории города трех-четырех автостанций, и генплан предусматривает автостанцию в районе речвокзала, – сказал Алексей Фокеев.  

Сам речной вокзал предусмотрен документами территориального планирования правительства округа и Стратегией социально-экономического развития Сургута до 2050 года. Сургутяне со стажем еще помнят, как с пристани в районе Черного Мыса можно было отправиться на «Метеоре» в отдаленные поселки Сургутского района, в соседний Нижневартовск. В Советское время по Оби плавали круизные теплоходы, и маршрут от Омска до Салехарда с заходом в Сургут был очень популярным. Но потом речной транспорт почему-то назвали экономически невыгодным, пассажирские поездки свернули. Павильон речного вокзала по причине его ветхости снесли уже лет 20 назад. С тех пор водных ворот у Сургута нет.  

А тем временем на федеральном уровне вновь заговорили о развитии водного транспорта как самого экономичного вида перевозок. Под воздействием внешних факторов туристическая отрасль начала активно развивать внутренние направления, в том числе речные круизы. Уже прошлым летом к сургутскому берегу регулярно причаливал круизный теплоход, привозя туристов из разных регионов страны. Возникла острая необходимость в строительстве речвокзала. Поэтому депутаты попросили предоставить им четкий план и обозначить сроки, когда этот объект реально появится.

По мнению депутатов, совмещение речного и автовокзала – даже более удачное решение, чем в случае с ж/д. Во-первых, там есть удобное место для расположения такого комплекса, а во-вторых, это позволит эксплуатировать будущий объект в круглогодичном режиме, а не только в период навигации.     



Стал маловат

Во время обсуждения депутаты затронули и вопрос реконструкции воздушных ворот Сургута. Сразу оговоримся, что собственником аэропорта является группа акционеров, среди которых авиакомпания «Ютэйр». Последний раз крупномасштабный ремонт здания проводился в начале 2000-х, и тогда разрешение на эксплуатацию объекта предусматривало, что аэропорт будет принимать 250 тысяч пассажиров в год. В 2023 году через нашу воздушную гавань прошли 1 200 000 человек, то есть аэропорт на сегодня обслуживает в пять раз больше пассажиров, чем предусматривают его возможности.

– Да, пассажиропоток уже давно не соответствует критическим способностям аэровокзала, – согласился директор департамента архитектуры и градостроительства Алексей Фокеев. – Что касается реконструкции, округ уже направил нам на согласование схему предварительного размещения структуры аэропорта, но есть наложения на охранную зону источников водоснабжения. Мы направили наши предложения и замечания, окончательный вариант схемы пока не получили. 

Не повезло сургутскому аэропорту с местом расположения: вокруг несколько охранных зон, где невозможно строительство, – зона водоснабжения поселка Таежного и охранная зона магистрального газопровода. Впрочем, и этот вопрос решаем, уверяют депутаты.

– Наша задача – провести работу с Газпромом, организовать компенсационные мероприятия, которые Газпром предлагал в прошлом году, и, соответственно, сократить эту зону с пяти до полутора километров, – напомнил депутат Болотов. – Тем самым не только обеспечить реконструкцию аэропорта, но и ввести целый пласт городских земель в строительный оборот. Газпром активно пытается начать субсидирование этого вопроса в пользу администрации.

По итогам обсуждения депутаты решили направить письма в правительство округа, компанию «РЖД», акционерам – собственникам аэропорта и взять вопрос о строительстве и реконструкции вокзалов под контроль городской думы.



Читайте также: Гендиректор аэропорта Сургута рассказал, какой должна быть воздушная гавань.


Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 17968
            [~ID] => 17968
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Город без ворот: как в Сургуте намерены решать проблему отсутствия вокзалов
            [~NAME] => Город без ворот: как в Сургуте намерены решать проблему отсутствия вокзалов
            [PREVIEW_TEXT] => 
            [~PREVIEW_TEXT] => 
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/policy/gorod_bez_vorot_kak_v_surgute_namereny_reshat_problemu_otsutstviya_vokzalov/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/policy/gorod_bez_vorot_kak_v_surgute_namereny_reshat_problemu_otsutstviya_vokzalov/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [DATE_CREATE] => 29.03.2024 15:42:13
            [~DATE_CREATE] => 29.03.2024 15:42:13
            [CREATED_BY] => 6
            [~CREATED_BY] => 6
            [PROPERTY_5_VALUE] => 18044
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 18044
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 17968:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 17968:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 17968:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 17968:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => gorod_bez_vorot_kak_v_surgute_namereny_reshat_problemu_otsutstviya_vokzalov
            [~CODE] => gorod_bez_vorot_kak_v_surgute_namereny_reshat_problemu_otsutstviya_vokzalov
            [EXTERNAL_ID] => 17968
            [~EXTERNAL_ID] => 17968
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 1
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 18044
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 18044
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/policy/gorod_bez_vorot_kak_v_surgute_namereny_reshat_problemu_otsutstviya_vokzalov/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 17968
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
93.44 99.58
: 45 22 апреля 2024

онлайн подписка