В спортивном сообществе Сургута династия Турбаевых уже давно на слуху. Глава семьи Олег начал заниматься горными лыжами, а затем и кайтингом, еще когда это было совсем не модно, как сейчас. А кайтинг (скольжение по воде или льду под парусом) вообще казался чем-то экзотическим. Своим увлечением Олег заразил младшего сына. И вот теперь Илья Турбаев в 21 год уже является победителем всероссийских соревнований и президентом окружной Федерации парусных видов спорта Югры. Сейчас они много времени уделяют развитию общественной организации и их виду спорта. А «Сургутской трибуне» рассказали, как все начиналось и как это отразилось на отношениях между отцом и сыном.
«Мы круто проводили время с семьей»
– Олег, откуда такая любовь к лыжам, экстремальному спорту?
Олег Турбаев: – Это меня родители еще с детства приучили к активному образу жизни. На физкультуре в школе мы зимой всегда занимались лыжами. В выходные брали санки и лыжи и отправлялись на «Орбиту». В Сургуте была такая спортивная база. Времена были другие, тогда у нас были еще маленькие короткие лыжи, чтобы удобней было скатываться с горок и трамплинов. Ощущения были незабываемые, когда ты впервые на них встал и совершил спуск. Помню и первое падение, и переломанные лыжи. Без этого, увы, никак…
– В какой момент это переросло в серьезное семейное занятие?
Олег: – У меня есть супруга Ирина. У нас два сына – старший Дмитрий и младший Илья. Я с 2008 года катаюсь на кайте. И всегда старался брать с собой сыновей. Они еще маленькие были, я уже поставил их на горные лыжи. А потом Илью катал за собой на кайте, просто давал ему веревку, он держался за нее и ехал позади меня.
– И, Илье, видимо, очень понравилось?
Олег: Когда Илье должно было исполниться 13 лет, мы с женой спросили: «Что хочешь получить в подарок?». Собственный кайт (специальный парус)! И мы исполнили его желание. Сначала приобрели небольшой кайт. День рождения в июле, мы до первого снега успели потренироваться. Учились пилотировать и правильно управлять «воздушным змеем». И как только лег первый снег, он встал и поехал.
– Илья, судя по рассказам папы, у тебя было веселое детство…
Илья: – Да мы круто проводили время с семьей за городом. На лыжи я лет с трех уже встал, папа брал нас с собой на Каменный мыс. Он учил сначала елочкой скатываться с горки, потом более профессионально на скорости. Мы привыкали к активным выходным. Меня лично очень заинтересовал кайтинг. Я смотрел на папу и тоже очень хотел попробовать управлять большим парусом. Нужно было только подрасти.
«Когда нет ветра, кайтер грустит»
– Олег, как успевали все эти годы совмещать работу, семью, любимое хобби?
Олег: – Кайтеры – люди не диванные. Они любят свободу, не могут долго сидеть дома. Наши люди после работы стараются быстренько переодеться – и вперед, гонять по ветру. Северяне часто жалуются, мол, зима очень надоела. А мы грустим с наступлением весны, потому что заканчивается снежный сезон. Но летом теперь переходим на воду, катаемся по озеру или реке. Для нас нет плохого времени года. Единственное, когда нет ветра – кайтер грустит (смеется).
Я фотограф, и изначально эта профессия обязывает не стоять у станка с утра до вечера, а подходить к работе более творчески. Даже если устаю в будни, то после шести вечера поужинал и, если нет важных дел, уезжаю за город. Это гораздо лучше, чем бежать в соседний пивной ларек.
Когда Илья стал профессионально заниматься кайтингом, то перед соревнованиями мы стали готовиться. В выходные обязательно уезжаем за город кататься, а в будни по возможности. Если зима и лед встал хорошо, то на Обь выезжаем. Если еще тепло, то на озеро Тойхлор, там очень удобно.
– Наверняка успели оценить места вокруг Сургута? Успеваете местной природой любоваться?
Олег: – Помню, как в первый раз взял Илью с собой покататься по Оби зимой. И вот, когда мы далеко отъехали, он обернулся и удивился. Увидел панораму большого города с непривычной для него стороны. Вдалеке светился яркими огнями Сургут. И сын восторженно сказал: «Ого, вот это класс!». Не каждый человек бывает в тех местах, где мы катаемся. И не многие видят эту красоту нашего края. Мы бываем там, где нет дорог, где живут звери, а не люди. Помню, как в первый раз в поле увидел лису и догонял ее. Она была в шоке…
Илья: – У нас в Югре очень много красивых мест. Папа уже говорил – и это правда: кайтеры – это люди, которые не любят сидеть на одном месте, долго находиться дома. Мы занимаемся не в спортзале, а на природе. Зимой и летом видим нашу тайгу, наши леса, наши водоемы. Это впечатляет.
– Мама не скучает без вас дома?
Олег: – Маму берем с собой! Мы поставили ее на горные лыжи. Летом, как и многие северяне, – к теплу, к пляжу. А зимой, как правило, – на Алтай, и там на горных лыжах катаемся. Ирина никогда не была против нашего увлечения. Стараемся успевать выполнять все домашние дела, а потом спокойно отправляемся кататься на кайте.
На самом деле этот вид спорта, правда, занимает много нашего времени. Дорога к месту соревнований или тренировок часто не близкая. Но когда застегиваешь специальные ботинки, когда берешь в руки кайт, то время летит незаметно. Не успел оглянуться, а уже ночь на дворе. А летом солнце садится поздно, и ты даже можешь не понять, что уже давно пора спать.
– Благодаря вашей семье в Югре появилась Федерация парусных видов спорта. Чем сейчас занимаетесь, над какими проектами работаете?
Илья: – Мы подали проект «Кайтинг в массы» на грант губернатора Югры, сейчас ждем результатов. В рамках него планируем обучить кайтингу порядка двухсот жителей Сургута и Сургутского района. На выигранные средства будет закуплено все необходимое снаряжение. Этот вид спорта сейчас очень популярен, у нас очень много новичков. Поэтому такой проект актуален и будет востребован.
Прошлой зимой мы проводили на Ляминских берегах неофициальные соревнования. Было много участников. Сейчас я готовлю документы, чтобы в начале ноября провести уже официальные соревнования, которые войдут в городской список мероприятий.
– А сами планируете выезжать на соревнования?
Илья: – Когда я еще учился в школе, мы с папой уже очень много соревнований посетили. Много городов посмотрели, красивых мест. Познакомились с кайтерами из разных уголков нашей страны. Это очень дружное сообщество. Соревнования – это всегда особая атмосфера, новые люди и самое главное – опыт. На дистанции очень устаешь, но в целом это для нас еще и разгрузка. После финиша всегда испытываю чувство гордости за себя и за отца.
Сейчас не так часто получается ездить на соревнования. Я студент четвертого курса Сургутского государственного университета. Делаю основной упор на учебу. Также являюсь президентом региональной Федерации парусных видов спорта. Много внимания уделяю развитию федерации и нашему виду спорта.
В этом году, может быть, съездим в Салехард, там рядом село Яр-Сале, это не так далеко от нас. Сейчас больше времени проводим все же в Сургуте. В сентябре стояла прекрасная погода, но не было ветра. А сейчас вроде прогноз меняется, и мы планируем закрывать летний сезон. Затем приступим к подготовке к зимнему. Скучать нам не приходится.
– Помнишь свои первые соревнования? Насколько важна поддержка родителей?
Илья: Помню, были окружные соревнования, которые проходили в четыре этапа. И первый этап был в Сургуте. Я тогда как раз только встал на кайт. Ветра было мало, и папа мне отдал свой кайт, потому что на нем было легче. Эмоций тогда испытал много. До этого я даже не видел трассу, не понимал, как ее проходить. Стартанул и поехал за основной массой лыжников. А потом за кочками и белым снегом увидел, как папа меня встречает и машет. Я тогда сразу стал чувствовать себя гораздо увереннее, хотя опыта было еще очень мало. Я очень благодарен папе за то, что он в меня верит и во всем поддерживает, что привел меня в этот вид спорта.
– И напоследок. Олег, у вас очень воспитанный сын (журналисты не дадут соврать). Секрет все же в общих интересах?
Олег: – Когда у родителей и детей есть общие интересы, то это, безусловно, их сближает. Между вами всегда будет много общих тем для разговоров. Вы поддерживаете, друг друга, понимаете. Если этого нет, то ребенок отправится искать все это на стороне, вне семьи. И, увы, не всегда это заканчивается хорошо. Мы с Ильей проводим очень много времени вместе. Мы с ним хорошие друзья.