Поставленный на сцене кинотеатра сайт-специфик спектакль «Дама с собачкой. Кинопробы». Спектакль-погружение, в котором зрителям закрывают глаза – «В темноте». И неожиданно смелая интерпретация пьесы Гоголя «Игроки» от режиссера Павла Никитенко из Санкт-Петербурга.
Последняя пьеса, пожалуй, вызвала самые ярые споры у театралов. Реакции зрителей на происходящее на сцене были прямо противоположными. Некоторые уходили во время антракта. Некоторые – в конце, но в недоумении «что это было?». От одной из посетительниц после премьеры услышала фразу: «Не хочу я смотреть, как кто-то на сцене сходит с ума!». Проще говоря, спектакль оказался крепким орешком, и не все зрители смогли понять его смысл.
Справедливости ради отмечу, что таких, как я, кому постановка понравилась, тоже было немало.
Посмотреть сквозь шелуху
Блестки и мишура. Примерно так, в двух словах можно выразить антураж происходящего на сцене. Но пусть вас не смущает столь неожиданное оформление пьесы Гоголя. Суть все же в словах.
Напомню, русский классик в своем произведении рассказал некую историю шулера, которого сумели обмануть менее успешные собратья по цеху. Об этом же говорит и спектакль. Но в антураже современного условного Лас-Вегаса как места средоточия азартных игроков.
Итак. Пьеса начинается в момент пробуждения игрока после изрядно шумной вечеринки. Мы наглядно видим следы былого веселья. И почти воочию можем представить, что тут происходило накануне. Бассейны под пальмами, шик и блеск, саксофон и безудержные танцы, толпы наряженных людей и реки алкоголя.
Карточный шулер Ихарев (его блестяще сыграл Виталий Ковалев), проснувшись, все еще еле держась на ногах, начинает вспоминать, что с ним было накануне. Сначала – самые радостные моменты. По мере того как пробелы в памяти заполняются, восторга и яркости в воспоминаниях становится все меньше. Часть фраз, изначально приписываемых другим персонажах, в итоге оказываются произнесенными им сами. Да и в целом оптимистичная, как казалось, ситуация, по мере складывания кусочков мозаики, становится все более печальной для главного героя.
Можно бы, наверное, сказать, что в спектакле режиссер использует обратную композицию, показав нам «чем все закончилось» в первые минуты. Но – нет. Тут сюжет скорее похож на пазл-головоломку, в котором внутри готовой рамки постепенно, в хаотичном порядке, заполняются пустоты.
Не для всех
Вся картина становится окончательно понятна лишь в самом конце пьесы. И лишь в том случае, если внимательно следить за происходящем на сцене. Стоит на минутку отвлечься – и догнать ход мыслей главного героя будет уже сложно. Несмотря на то, что многие фразы повторяются трижды. Это, кстати, еще одна популярная претензия зрителей – зачем фразы повторять? На самом деле, это оправдано, если понять героя и происходящее. Подобно тому, как мы пытаемся что-то вспомнить, поймать обрывок далекого образа и по мере того, как это получается, меняем эмоциональное отношение к этому воспоминанию: «Он пришел... – Он пришел! – Он пришел!!!».
Да, пьеса получилась «не для всех». Но потому она и называется экспериментальной. Кому-то важно точное следование «букве первоисточника». А кому-то ближе переосмысление и перенос описанных событий в реалии современности. «Игроки» – это как раз второй вариант. Резкий. Яркий. Сатирический. Гиперболический. Высмеивающий пороки. И заставляющий подумать о том, сколько недолговечен может быть «праздник жизни», построенный на лжи и обмане. И, конечно, смотря спектакль нельзя не вспомнить фразу «на каждого хитреца найдется еще больший хитрец, а на каждого разбойника – еще больший разбойник».
Чтобы оценить спектакль, лучше посмотреть своими глазами. СМДТ, несмотря на множество противоречивых отзывов не стал убирать его из репертуара и включил в афишу следующего театрального сезона. Следующий показ пьесы планируется 8 ноября.
Фото: Даниэлла Бершанская