89.07 95.15
Частично облачно 18°
Пасмурная погода 13°
Частично облачно 14°
: 45 16 июня 2024

Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?

«Его работы — как ребусы, — рассказывает научный сотрудник Сургутского художественного музея Надежда Вылцан. — На картинах нет ничего случайного, здесь каждая линия в ответе за своё присутствие».

Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
4 минуты

«Его работы — как ребусы, — рассказывает научный сотрудник Сургутского художественного музея Надежда Вылцан. — На картинах нет ничего случайного, здесь каждая линия в ответе за своё присутствие».

Индустриальные извергающиеся трубы, парящие здания, острые шпили, танцующие шаманы и романтично-апатичные мотыльки смотрят на нас с произведений немецкого художника Клауса Мюллера-Бохума.

Сегодня на выставке «Впечатления путешественника» многолюдно: сургутяне соскучились по культурным походам. Это первая открытая для посещения выставка Сургутского художественного музея после долгого перерыва, связанного с пандемией.

В экспозиции представлено несколько серий офортов. Что такое офорт? Это разновидность печатной графики, гравюры на металле или оттиск. Этот художественный метод  основан на технологии глубокой печати и протравливании кислотой.

По словам пресс-секретаря Сургутского художественного музея Антона Ситдикова, Клаусу Мюллеру-Бохуму свойственно было создавать работы по сериям, которые представляют собой впечатления о бесчисленных поездках по всему миру. В Сургуте немецкий график впервые оказался в 1995 году во время путешествия по Сибири.

«Среди бессчетных встреч, знакомств у Мюллера-Бохума завязались теплые и дружеские взаимоотношения с Сургутским художественным музеем, которые впоследствии переросли в настоящую многолетнюю дружбу, — объясняет пресс-секретарь СХМ. — «Сибирская» серия офортов стала первым и совершенно неожиданным даром, сделанным художником молодому музею. Затем на протяжении десяти лет Клаус Мюллер-Бохум систематично и безвозмездно высылал в Сургут авторские экземпляры всех своих новых графических листов. Таким образом, в музее, избранном художником своеобразным наследником, сложилась большая уникальная коллекция современной зарубежной графики, насчитывающая 249 офортов».

Суровый климат и первозданная природа нашего края вкупе с отважными нефтяниками (названными в одной из работ автора «завоевателями Сибири») вдохновили художника на философские содержательные произведения в духе магического реализма.

«Его трогала и волновала наша атмосфера. Если вы обратите внимание, то некоторые работы Мюллера-Бохума посвящены нефтедобыче. В то же время он переживал за экологию. Видите своеобразные пятна на работах? Они как раз об этом. В его картинах очень много рассуждений.  Хотя он описывает то, что видит, его работы далеко не просты», — комментирует Надежда Вылцан. Научный сотрудник отмечает, что художник виртуозно владеет линией, а манера штриховки характеризует его как человека четкого и щепетильного.

А что увидели мы? Оттиски с рваными краями — словно вырванные страницы воспоминаний.

Высотки посреди пустоши, напоминающие знаменитые сургутские общежития 70-х, — как символ шагающего прогресса и освоения неприступной Сибири.

Мотылёк — знак бессмертия души, возрождения и воскресения, способности к трансформации.

Шестерёнки, механизмы и трубопроводы с вытекающей нефтью — с одной стороны, можно трактовать прямо — как некие промышленные процессы и общую тенденцию к индустриализации мира, в крайнем случае — даже намек на загрязнение природы. Если посмотреть под другим углом, то оказывается, что механические путы напоминают сосуды организма, который возник в новом месте, доселе неизведанном, и пытается в нем прорасти. Парадоксально, но устрашающие технические символы могут рассматриваться в качестве метафоры самой жизни.

И все это лишь малая часть из череды причудливых и неоднозначных образов, что использует Клаус Мюллер-Бохум в своих офортах. Каждая работа может интерпретироваться совершенно по-разному, в зависимости от наблюдателя. Так рождается настоящий творческий диалог.

Заметим, что кроме «Сибирской», на выставке можно увидеть, например,  «Итальянскую» и «Китайскую» серии офортов. Безусловно, отдельного внимания заслуживают работы, посвященные Санкт-Петербургу и России в целом.

 «Путешествие в неизвестный другой мир, встречи, беседы, знакомства, общеизвестное русское гостеприимство оставили во мне глубокое впечатление, которое должно быть осмыслено после возвращения из России», — написал при жизни художник.

Плоды его осмысления, благодаря судьбоносному случаю, мы теперь можем с интересом и восхищением вкушать в Сургутском художественном музее. И если бы автору статьи нужно было описать одним предложением выставку Клауса Мюллера-Бохума, то, как нельзя лучше, подошла бы цитата писателя Рэя Брэдбери: «Как будто меня двое суток держали под ливнем без зонта и плаща: я насквозь, до костей пропитан впечатлениями».


Справка «СТ»

Клаус Мюллер-Бохум (1938-2015) — немецкий художник-график, дизайнер, сделавший успешную профессиональную карьеру, известный в Европе и в Сибири, очень симпатизировавший нашей культуре, нашему искусству и нашему зрителю.

Array
(
    [ID] => 2595
    [IBLOCK_ID] => 1
    [NAME] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 5
    [IBLOCK] => Array
        (
            [ID] => 1
            [~ID] => 1
            [TIMESTAMP_X] => 29.05.2024 18:17:18
            [~TIMESTAMP_X] => 29.05.2024 18:17:18
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
            [CODE] => redsign_media_news_s1
            [~CODE] => redsign_media_news_s1
            [API_CODE] => 
            [~API_CODE] => 
            [REST_ON] => N
            [~REST_ON] => N
            [NAME] => Новости
            [~NAME] => Новости
            [ACTIVE] => Y
            [~ACTIVE] => Y
            [SORT] => 500
            [~SORT] => 500
            [LIST_PAGE_URL] => /
            [~LIST_PAGE_URL] => /
            [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/
            [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#//articles/#SECTION_CODE#/
            [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#//articles/#SECTION_CODE#/
            [CANONICAL_PAGE_URL] => https://stribuna.ru/articles/redsign_media_news_s1/
            [~CANONICAL_PAGE_URL] => https://stribuna.ru/articles/redsign_media_news_s1/
            [PICTURE] => 
            [~PICTURE] => 
            [DESCRIPTION] => Описание rss
            [~DESCRIPTION] => Описание rss
            [DESCRIPTION_TYPE] => text
            [~DESCRIPTION_TYPE] => text
            [RSS_TTL] => 24
            [~RSS_TTL] => 24
            [RSS_ACTIVE] => Y
            [~RSS_ACTIVE] => Y
            [RSS_FILE_ACTIVE] => N
            [~RSS_FILE_ACTIVE] => N
            [RSS_FILE_LIMIT] => 0
            [~RSS_FILE_LIMIT] => 0
            [RSS_FILE_DAYS] => 0
            [~RSS_FILE_DAYS] => 0
            [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
            [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
            [XML_ID] => redsign_media_news_s1
            [~XML_ID] => redsign_media_news_s1
            [TMP_ID] => 03c01bddcc8e8ddd81de424ce8545145
            [~TMP_ID] => 03c01bddcc8e8ddd81de424ce8545145
            [INDEX_ELEMENT] => Y
            [~INDEX_ELEMENT] => Y
            [INDEX_SECTION] => Y
            [~INDEX_SECTION] => Y
            [WORKFLOW] => N
            [~WORKFLOW] => N
            [BIZPROC] => N
            [~BIZPROC] => N
            [SECTION_CHOOSER] => L
            [~SECTION_CHOOSER] => L
            [LIST_MODE] => S
            [~LIST_MODE] => S
            [RIGHTS_MODE] => S
            [~RIGHTS_MODE] => S
            [SECTION_PROPERTY] => Y
            [~SECTION_PROPERTY] => Y
            [PROPERTY_INDEX] => I
            [~PROPERTY_INDEX] => I
            [VERSION] => 2
            [~VERSION] => 2
            [LAST_CONV_ELEMENT] => 0
            [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
            [SOCNET_GROUP_ID] => 
            [~SOCNET_GROUP_ID] => 
            [EDIT_FILE_BEFORE] => 
            [~EDIT_FILE_BEFORE] => 
            [EDIT_FILE_AFTER] => 
            [~EDIT_FILE_AFTER] => 
            [SECTIONS_NAME] => Разделы
            [~SECTIONS_NAME] => Разделы
            [SECTION_NAME] => Раздел
            [~SECTION_NAME] => Раздел
            [ELEMENTS_NAME] => Элементы
            [~ELEMENTS_NAME] => Элементы
            [ELEMENT_NAME] => Элемент
            [~ELEMENT_NAME] => Элемент
            [EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [SERVER_NAME] => stribuna.ru
            [~SERVER_NAME] => stribuna.ru
        )

    [LIST_PAGE_URL] => /articles/
    [~LIST_PAGE_URL] => /articles/
    [SECTION_URL] => /articles/culture/
    [CANONICAL_PAGE_URL] => https://stribuna.ru/articles/culture/chto_polyubil_v_surgute_nemetskiy_khudozhnik_grafik_klaus_myuller_bokhum/
    [SECTION] => Array
        (
            [PATH] => Array
                (
                    [0] => Array
                        (
                            [ID] => 5
                            [~ID] => 5
                            [CODE] => culture
                            [~CODE] => culture
                            [XML_ID] => 7
                            [~XML_ID] => 7
                            [EXTERNAL_ID] => 7
                            [~EXTERNAL_ID] => 7
                            [IBLOCK_ID] => 1
                            [~IBLOCK_ID] => 1
                            [IBLOCK_SECTION_ID] => 
                            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
                            [SORT] => 40
                            [~SORT] => 40
                            [NAME] => Культура
                            [~NAME] => Культура
                            [ACTIVE] => Y
                            [~ACTIVE] => Y
                            [DEPTH_LEVEL] => 1
                            [~DEPTH_LEVEL] => 1
                            [SECTION_PAGE_URL] => /articles/culture/
                            [~SECTION_PAGE_URL] => /articles/culture/
                            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
                            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
                            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
                            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
                            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
                            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
                            [GLOBAL_ACTIVE] => Y
                            [~GLOBAL_ACTIVE] => Y
                            [IPROPERTY_VALUES] => Array
                                (
                                )

                        )

                )

        )

    [IPROPERTY_VALUES] => Array
        (
            [SECTION_META_TITLE] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [SECTION_PAGE_TITLE] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [ELEMENT_META_TITLE] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
        )

    [TIMESTAMP_X] => 26.01.2022 10:13:09
    [META_TAGS] => Array
        (
            [TITLE] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [ELEMENT_CHAIN] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [BROWSER_TITLE] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [KEYWORDS] => 
            [DESCRIPTION] => 
        )

    [RS_SHARE_CONTENT] => Array
        (
            [title] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [url] => https://stribuna.ru/articles/culture/chto_polyubil_v_surgute_nemetskiy_khudozhnik_grafik_klaus_myuller_bokhum/
            [image] => https://stribuna.ru/upload/iblock/4d4/1oinnb6m1dxd6ufz20d35mr9xaa13a0m.jpg
            [description] => «Его работы — как ребусы, — рассказывает научный сотрудник Сургутского художественного музея Надежда Вылцан. — На картинах нет ничего случайного, здесь каждая линия в ответе за своё присутствие».
        )

)
Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 2595
            [~ID] => 2595
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [~NAME] => Что полюбил в Сургуте немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум?
            [PREVIEW_TEXT] => «Его работы — как ребусы, — рассказывает научный сотрудник Сургутского художественного музея Надежда Вылцан. — На картинах нет ничего случайного, здесь каждая линия в ответе за своё присутствие».
            [~PREVIEW_TEXT] => «Его работы — как ребусы, — рассказывает научный сотрудник Сургутского художественного музея Надежда Вылцан. — На картинах нет ничего случайного, здесь каждая линия в ответе за своё присутствие».
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/chto_polyubil_v_surgute_nemetskiy_khudozhnik_grafik_klaus_myuller_bokhum/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/chto_polyubil_v_surgute_nemetskiy_khudozhnik_grafik_klaus_myuller_bokhum/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
            [DATE_CREATE] => 25.01.2022 14:28:58
            [~DATE_CREATE] => 25.01.2022 14:28:58
            [CREATED_BY] => 1
            [~CREATED_BY] => 1
            [PROPERTY_5_VALUE] => 1805
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 1805
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 2595:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 2595:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 2595:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 2595:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => chto_polyubil_v_surgute_nemetskiy_khudozhnik_grafik_klaus_myuller_bokhum
            [~CODE] => chto_polyubil_v_surgute_nemetskiy_khudozhnik_grafik_klaus_myuller_bokhum
            [EXTERNAL_ID] => 2595
            [~EXTERNAL_ID] => 2595
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 5
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 5
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 1805
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 1805
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/culture/chto_polyubil_v_surgute_nemetskiy_khudozhnik_grafik_klaus_myuller_bokhum/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 2595
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
89.07 95.15
: 45 16 июня 2024

онлайн подписка