91.78 98.03
Снег, Дождь, Пасмурная погода
Частично облачно -5°
Частично облачно -2°
: 45 28 апреля 2024

Олеся Ростовская: «Когда я заиграла на терменвоксе, я перестала петь»

Недавно наш город посетила с концертами уникальный музыкант-мультиинструменталист Олеся  Ростовская

Олеся Ростовская: «Когда я заиграла на терменвоксе, я перестала петь»
1938
5 минут

Недавно наш город посетила с концертами уникальный музыкант-мультиинструменталист Олеся  Ростовская. Почему уникальный? Она – исполнительница на таких редких инструментах, как орган, карильон, русские колокола и терменвокс. Кстати, концертирующих исполнителей на терменвоксе в России всего двое, и одна из них – Олеся.

Три вечера ее волшебный инструмент звучал в католическом храме Сургута. Три вечера любители электронной музыки, ценители классики и духовной музыки наслаждались удивительным звучанием терменвокса – фантастического инструмента без струн и клавиш, на котором музыкант играет, просто двигая руками в воздухе. Корреспондент «СТ» встретился с Олесей Ростовской после концертов, чтобы узнать, как происходит это чудо и каково это – играть на пустом пространстве?    


«Чего сидишь? Пробуй!»

– Олеся, как терменвокс появился в вашей жизни?

– Когда я поступила в свою первую аспирантуру в Московской консерватории, у меня стало лекций меньше, время освободилось, и я пошла изучать компьютер как композитор, поскольку моя настоящая музыкальная специальность – композиция. При московской консерватории был такой  термен-центр, где проходили занятия. И там моя знакомая Лидия Кавина проводила еженедельные мастер-классы по терменвоксу. Она меня увидела и сказала: «Чего сидишь? Вставай и попробуй». Я попробовала. И все, вся история, – смеется Олеся, нежно упаковывая в надежный чехол свой необычный инструмент – небольшой деревянный ящичек с круглыми ручками настройки и две антенны: прямую и подковообразную.

– Это как скрипка Страдивари, он уже настроен под меня, поэтому я его никому не даю. Но людям же хочется попробовать, поэтому я вожу с собой еще один инструмент попроще, и в конце концерта зрители могут подойти и попробовать на нем сыграть, понять, как звучит терменвокс.  


Про руки, лицо и голос

– Насколько сложно играть на терменвоксе с точки зрения моторики? Когда я за вами следила, мне казалось, у вас очень напряжена кисть, потому что чуть-чуть взмах не туда, буквально миллиметр, и все волшебство пропадет.

– Чуть-чуть не туда – это правда. Не столько, наверное, кисть, сколько лицо… Я комплексую, что у меня не сценическое выражение лица, что оно слишком сосредоточенное – брови нахмуренные, сама напряженная. Хотя я в восторге от этой прекрасной музыки, но при этом все внимание уходит в слух. И весь контроль идет именно с лицевых мышц. Одно время я думала, что надо научиться, как говорят, держать лицо, как балерины: даже если ты ногу сломал, а все равно должна улыбаться. И я тоже хотела научиться парадно улыбаться, стоя на сцене, чтобы людям было не так страшно смотреть на меня. Но мне несколько человек в разных городах в разное время сказали: «Не вздумайте комплексовать! По вашему лицу мы видим, насколько вы ушли в этот звук, в процесс, в музыку, и мы это ценим». И они меня утешили.

– Вы, по сути дела, играете ни на чем – ни струн, ни ладов, ни клавиш…

– Почему же ни на чем? Если мы электромагнитные поля не видим глазом, это же не значит, что их нет.  Мы их не видим, но ухом можем услышать то расстояние вокруг терменвокса, где он поет.

– А он реально поет! Во время исполнения некоторых произведений мне явственно слышалось колоратурное сопрано.

– Знаете, когда я заиграла на терменвоксе, у меня полностью пропала свойственная людям потребность петь: за праздничным столом, или в ванной кто-то поет, или на прогулке в лесу. Вот это все у меня ушло начисто, вся потребность пения у меня выражается через терменвокс. Может быть, поэтому он и звучит у меня, как голос.


Инструмент долгого пути к успеху

– Есть ли у вас ученики? Передаете ли вы кому-то свое мастерство?

– Я преподаю карильон в Санкт-Петербургском университете, на единственной кафедре в стране, которую я сама окончила и была первым карильонистом в стране с российским дипломом. А терменвокс… Вот сейчас люди подошли после концерта попробовать, вы слышали, что у всех странные завывания получаются, и это нормально. Никто не ожидает, что человек первый раз скрипку в руки взял и сразу концерт Венявского сыграет. Так не бывает! Надо долго учиться. И вот на терменвоксе этот путь до первой радости, когда ты понимаешь, что ты что-то похожее на музыку произвел, он дольше, чем на других инструментах. 

И дальше Олеся привела примеры других инструментов, которые, наверное, понятны каждому. Ну кто из нас в детстве не пытался играть на пианино собачий вальс, нажимая на черные клавиши? Помните, свой восторг от осознания, что у вас получается музыка?

– А на терменвоксе пройдет огромное количество времени, прежде чем у человека какие-то узнаваемые интонации получатся. Спрашивают, почему исполнителей мало? Потому что большинство людей бросают на этом этапе, когда они не могут дождаться, когда же у них первое что-то хорошее получится.

– То есть терменвокс постигают только самые упертые, самые настойчивые?

– И это неплохо, если человек сам выбрал инструмент, сам заинтересовался, потом еще инструмент тоже должен его выбрать, я в эту мистику верю. Еще этот путь включает в себя упорство и настойчивость, сколько человек готов потратить своих сил, своего времени, своей мыслительной энергии. Я тоже не подошла и сразу не заиграла. Поначалу я даже не могла одну ноту удержать: слухом я ее могу найти в этом сплошном поле, а удержать никак не получается – то ноги подкашиваются, то куда-то руку повело. Я тоже впахивала, но в момент вот этой первой ноты мне показалось, что я позанимаюсь, позанимаюсь, позанимаюсь, позанимаюсь, позанимаюсь – и у меня получится. Если есть такая вера в себя и настойчивость – это тоже один из критериев отбора для музыканта.  

Терменвокс – электронный пространственный музыкальный инструмент, создан в 1920 году советским изобретателем Львом Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния между своими руками и антеннами инструмента. Широко используется композиторами для создания саундтреков к фантастическим фильмам и сказкам




Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 16126
            [~ID] => 16126
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Олеся Ростовская: «Когда я заиграла на терменвоксе, я перестала петь»
            [~NAME] => Олеся Ростовская: «Когда я заиграла на терменвоксе, я перестала петь»
            [PREVIEW_TEXT] => Об уникальном инструменте, фантастической музыке и адском терпении










[~PREVIEW_TEXT] => Об уникальном инструменте, фантастической музыке и адском терпении










[DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/olesya_rostovskaya_kogda_ya_zaigrala_na_termenvokse_ya_perestala_pet/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/olesya_rostovskaya_kogda_ya_zaigrala_na_termenvokse_ya_perestala_pet/ [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DATE_CREATE] => 30.11.2023 11:22:54 [~DATE_CREATE] => 30.11.2023 11:22:54 [CREATED_BY] => 6 [~CREATED_BY] => 6 [PROPERTY_5_VALUE] => 16200 [~PROPERTY_5_VALUE] => 16200 [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 16126:5 [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 16126:5 [PROPERTY_8_VALUE] => [~PROPERTY_8_VALUE] => [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 16126:8 [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 16126:8 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => olesya_rostovskaya_kogda_ya_zaigrala_na_termenvokse_ya_perestala_pet [~CODE] => olesya_rostovskaya_kogda_ya_zaigrala_na_termenvokse_ya_perestala_pet [EXTERNAL_ID] => 16126 [~EXTERNAL_ID] => 16126 [IBLOCK_SECTION_ID] => 5 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 5 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1 [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 ) [ERRORS] => Array ( ) [MODULES] => Array ( [iblock] => 1 [blog] => 1 ) [BLOG_DATA] => Array ( [BLOG_URL] => comments [BLOG_ID] => 1 [BLOG_POST_ID_PROP] => 5 [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8 [BLOG_POST_ID] => 16200 [IBLOCK_SITES] => Array ( [0] => s1 ) ) [COMMENT_ID] => 16200 [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/culture/olesya_rostovskaya_kogda_ya_zaigrala_na_termenvokse_ya_perestala_pet/ [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array ( [IBLOCK_ID] => 1 [ELEMENT_ID] => 16126 [URL_TO_COMMENT] => [WIDTH] => 0 [COMMENTS_COUNT] => 5 [BLOG_USE] => Y [BLOG_FROM_AJAX] => Y [FB_USE] => N [VK_USE] => N [BLOG_TITLE] => [BLOG_URL] => comments [PATH_TO_SMILE] => [EMAIL_NOTIFY] => Y [AJAX_POST] => Y [SHOW_SPAM] => Y [SHOW_RATING] => N [RATING_TYPE] => [CACHE_TYPE] => N [CACHE_TIME] => 0 [CACHE_GROUPS] => Y [TEMPLATE_THEME] => [SHOW_DEACTIVATED] => N [CHECK_DATES] => Y [USER_CONSENT] => Y [USER_CONSENT_ID] => 1 ) )
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
91.78 98.03
: 45 28 апреля 2024

онлайн подписка