91.78 98.03
Снег, Дождь, Пасмурная погода
Частично облачно -5°
Частично облачно -2°
: 45 28 апреля 2024

В Сургуте работает выставка артефактов восточной культуры

В галерее «Стерх» до шестого января будет открыта выставка предметов из коллекции тюменского музееведа Филиппа Тарасова

В Сургуте работает выставка артефактов восточной культуры
3977
5 минут

В галерее «Стерх» до шестого января будет открыта выставка предметов из коллекции тюменского музееведа Филиппа Тарасова. В одном месте собраны экспонаты разных жанров, техник и направлений из Японии, Китая и Индии. Экспозиция «Дракон из чернильницы. Искусство Востока» – продолжение прошлогодней выставки «Путь великого дракона».

Все началось с драконов


Филипп Тарасов увлекся восточной культурой 12 лет назад, в преддверии года Дракона. Тюменский музей «Усадьба Колокольниковых» собирался тогда организовать выставку, посвященную образу дракона, и обратился к музееведу с вопросом, есть ли у него что-то на примете.

– Я задумался о том, чем помочь музею. И в итоге были приобретены первые экспонаты – фигуры из бронзы и японская картина-свиток «Дракон среди темных облаков» художника Йошида Генчина. Некоторые ранние экземпляры коллекции представлены сейчас и в сургутской экспозиции, – рассказал коллекционер.

Позднее, когда он ближе познакомился с эстетикой восточной культуры, увидел многообразие образов и картин, коллекция стала наполняться другими экспонатами. Сейчас в ней насчитывается больше полутора сотен предметов. Увлечение перетекло и в повседневную жизнь. Так, дом коллекционера украшает японский свиток «Цветок камелии», а его семья оценила изделия из японского фарфора.

Многообразие Востока


Перед организаторами сургутской выставки стояла задача показать разнообразие восточной культуры в экспонатах, которые ранее не представлялись в нашем городе. Поэтому тут есть и живописные полотна, и более простые сюжеты на свитках, и статуэтки, и предметы быта.

Есть и образец знаменитого японского фарфора сацума – ваза начала двадцатого века. Помимо изящной прорисовки деталей, такие изделия славятся своим эффектом кракелюра: при обжиге изделия мастера достигают эффекта тонкой сетки трещин на поверхности.

– Это не дефект, а подражание природе. Кракелюр на фарфоре подобен сеточке крыльев стрекозы и прожилок листьев, которые видны на просвет, – объясняет Филипп Тарасов.

Ядро представленной коллекции – живопись. Точнее, гравюры на шелке или бумаге. Сюжеты из жизни природы и драконы, мудрецы и самураи, девушки и небесные девы. Такие картины в традиционной культуре хранятся в виде свитков. По определенным поводам их разворачивают и размещают в доме в специальных углублениях. Например, по случаю чайной церемонии.

Самый древний свиток выставки – «Обезьяна и лягушка» – датируется 17-м веком.

– Это произведение одного из малоизвестных мастеров Японии. Одна его гравюра есть в нью-йоркском музее «Метрополитен». И меня всегда удивляла некая небрежность «Обезьяны и лягушки». Как будто некоторые моменты выглядят не настолько высокохудожественно, как это принято в японском искусстве. И недавно мы узнали ответ. Оказалось, что цифра 14 на полотне означает не год создания, а возраст художника. Это стало интересным открытием, – рассказал коллекционер.

Еще одно открытие случилось в Сургуте в день начала выставки. Удалось узнать автора свитка «Небесная дева». Им оказался японский художник Сэкисен Араи, написавший картину в 1921 году.

Переплетение культур


Азиатский ареал культур очень тесно взаимосвязан. Даосская философия повлияла на индийскую культуру, Индия повлияла на Китай. И в результате получилась некая общая культура Востока, со схожими элементами.

С этой точки зрения интересна представленная работа «Ворона и Бодхидхарма» в технике свободной кисти. И примечательна даже не техника исполнения, а изображенный японским мастером герой. Напомним, что Бодхидхарма был полулегендарным буддийским монахом родом из Индии, разработавшим систему физической подготовки монахов монастыря Шаолинь, которая в итоге привела к созданию шаолиньского кунфу.

Искусство Востока впитало в себя не только многовековую историю самой населенной части планеты, но и элементы культур других народов. Если внимательно посмотреть представленные на выставке полотна, то можно увидеть переклички с русским искусством и иконописью – с точки зрения колористики, строгости и эстетичности подхода. Кстати, «русские корни» подтверждают и некоторые исследования.

– Для меня было открытием, когда недавно прочитал академическую концепцию ученых о том, что важную роль в становлении культуры Китая сыграли миграционные потоки из Центральной Сибири. Мифы европейской культуры оказались органично вплетены в культуру Китая, – рассказывает Филипп Тарасов. – Мир искусства – это не контурные карты с границами. Культуры сохраняют самобытность, но обмениваются друг с другом, вбирают в себя ценности других.

На сургутской выставке можно увидеть и прообраз матрешки. Сейчас эта кукла является символом русской культуры. Но ее создали русские мастера в 19-м веке под влиянием русской концепции пасхальных яиц и японской куклы дарума.

Остановиться и подумать


Тема единения с природой – общая для корейской, китайской и японской культур. Концепция философского отношения к жизни, когда человек является частью единого мироздания.

Свиток жанра «Горы – Воды», представленный в экспозиции, ярко иллюстрирует эту тему.

– Когда мы смотрим на картину, видим красивый пейзаж. И далеко не сразу можем разглядеть здесь фигуру человека и его хижину, в которую он направляется. Потому что взгляд схватывает изображение идеального мира, где человек внутри природы, а не отдельно от нее. Вода – это инь, символ природы, пластичного и податливого женского начала. Горы – это ян, символ твердого и целеустремленного мужского начала. Горы – это кости земли, но они мертвы без воды. Все имеет целостность, взаимосвязано и дополняет друг друга, – говорит коллекционер.

И еще одну особенность восточного мироощущения можно проследить в работах выставки – направленность на внутренний мир человека. Во всех картинах много пустого пространства. Энергия паузы в визуальном ряде иной раз значит больше, чем то, что изображено. Как призыв замедлиться и подумать об энергии «великой пустоты, из которой рождается великое многообразие сущего». Вся эстетика культуры Востока направлена на умиротворение, созерцание и самопознание.
Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 15829
            [~ID] => 15829
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => В Сургуте работает выставка артефактов восточной культуры
            [~NAME] => В Сургуте работает выставка артефактов восточной культуры
            [PREVIEW_TEXT] => 
            [~PREVIEW_TEXT] => 
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/v_surgute_rabotaet_vystavka_artefaktov_vostochnoy_kultury/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/culture/v_surgute_rabotaet_vystavka_artefaktov_vostochnoy_kultury/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [DATE_CREATE] => 10.11.2023 22:58:52
            [~DATE_CREATE] => 10.11.2023 22:58:52
            [CREATED_BY] => 5
            [~CREATED_BY] => 5
            [PROPERTY_5_VALUE] => 15897
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 15897
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 15829:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 15829:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 15829:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 15829:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => v_surgute_rabotaet_vystavka_artefaktov_vostochnoy_kultury
            [~CODE] => v_surgute_rabotaet_vystavka_artefaktov_vostochnoy_kultury
            [EXTERNAL_ID] => 15829
            [~EXTERNAL_ID] => 15829
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 5
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 5
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 15897
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 15897
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/culture/v_surgute_rabotaet_vystavka_artefaktov_vostochnoy_kultury/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 15829
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
91.78 98.03
: 45 28 апреля 2024

онлайн подписка