Пока еще в нашей стране профессия спортивного психолога вызывает массу вопросов: а чем он занимается и для чего нужен? В штатных расписаниях спортивных школ нет такой единицы. Тем не менее мы прекрасно помним триумфальную победу Алексея Ягудина на Олимпиаде в Сол-Лейк-Сити, который был на грани ухода из фигурного катания, но пять месяцев работы с психологом – и спортсмен избавился от «синдрома соперника» и поднялся на высшую ступень пьедестала почета. О специфике своей работы, предотвращении эмоционального выгорания спортсменов и профориентации детей читателям «Сургутской трибуны» рассказала спортивный психолог Людмила Горлова.
Это вам не фитнес
– В чем заключается работа спортивного психолога?
– Когда-то в 1997 году мне сказали, что в спорте здоровья нет. А мы (сообщество спортивных психологов) несем идею, что можно и нужно быть здоровым в спорте. Основная миссия спортивного психолога – сохранить психологическое и физическое здоровье спортсмена. Так как он выступает своим телом, то тут происходит слияние субъекта и объекта спортивной деятельности. Необходимо поддерживать личность полноценной, чтобы тренировка не переходила в дрессировку.
Спортивный психолог – это психолог, сопровождающий в спортивной деятельности. То есть деятельности, предполагающей соревнования. Это не просто физкультура или фитнес. Хотя в чем-то техники и методики сопровождения будут совпадать. Тут и профилактика – травматизма физического и психологического, предотвращение эмоционального выгорания, целеполагание, мотивация в зависимости от цели и возраста разная, помощь в кризисных моментах жизни и карьеры.
– Кто обычно идет за такой консультацией?
– В Сургуте очно чаще обращаются юные спортсмены по вопросам сложностей в соревнованиях. Особенно в конце сезона, когда проиграна большая часть соревнований, напряжение спортсмена растет, и тем самым он ухудшает свое состояние на старте, замыкается порочный круг.
Но и тренеры идут с вопросами: либо по детям-спортсменам, либо по их родителям. Как справляться с конфликтами в коллективе или поддержать спортсмена во время неудач.
Отдельная категория – это родители спортсменов: сначала обучаемся «как помогать?», а потом «как не мешать?» К сожалению, часто именно из-за родителей ребенок бывает неудачлив, и так же часто из-за них дети бросают спорт. И чем младше спортсмен, тем больше работы с родителями требуется. Под родителями я подразумеваю всех старших членов семьи: бабушки, девушки, тети, дяди, которые много проводят времени с ребенком-спортсменом.
– Спортивный психолог помогает родителям и детям выбрать вид спорта, который подходит именно конкретному ребенку?
– Обращаются и с вопросами профориентации, скажем так. Но тут нужно понимать, что мозг растет до 12 лет, развиваются определенные его структуры и функции психики. По профориентации и отбору есть четкое понимание: до десяти лет никаких вердиктов психологи не выносят. Мы не можем знать наверняка, какая мотивация и когда сработает. Ребенок с предрасположенностью к определенному виду спорта может перехотеть заниматься, а другой, без особых данных, за счет своего старания может стать успешным. Мы можем говорить об антропометрических данных, которые более-менее подходят для того или иного вида спорта, или какой тип нервной системы чаще «приживается» в каком направлении. Но это статистика, а не диагноз.
Ориентировочно в десять лет случается переход от внешней мотивации к внутренней: я занимаюсь спортом, потому что это меня развивает и мне это нравится. Когда такое происходит, то можно сказать, что спортсмен определился с видом спорта. Но всегда бывают исключения. В спортивных направлениях по-разному выстроена специализация: если в художественной гимнастике и фигурном катании она ранняя и спортивные разряды начинают защищать уже в 8-9 лет, то в боксе даже юношеские разряды еще не присваивают в таком возрасте. Ну и, соответственно, уход из спорта по таким же критериям. Зато можно постоянно находить новые направления и продолжать заниматься спортом.
Нужно отталкиваться от желаний ребенка: что ему нравится, интересно, чего он хочет достичь. Немаловажна стоимость оборудования в спорте: смогут ли родители «потянуть» инвентарь? Например, коньки для фигуристов в среднем по 80 тысяч – и чем старше, тем дороже. А подбирают их размер в размер, на вырост нельзя – травмоопасно. Вот и с ростом ноги нужно менять коньки. И, как понимаете, в период активного роста ребенка в сезон их может быть две пары…
Быть на голову выше
– С какими проблемами чаще всего сталкиваются спортсмены?
– В ходе консультирования и спортсменов и тренеров выявляются разные проблемы: это внутриличностные конфликты между хочу гулять/отдыхать и надо тренироваться/учиться, зачем я занимаюсь спортом, почему не получается, просто не хочу.
Но также есть и другие проблемы: реабилитация и восстановление после травмы, сложности в тренировках, нарушены взаимоотношения в коллективе, с тренером, с родителями, нет мотивации, нет сил, эмоциональное выгорание.
– А есть какие-то превентивные методы работы со спортсменами? На достижение результата или на то, чтобы не допустить какой-либо психологической травмы?
– Все психологическое сопровождение превентивное и должно быть. Так как проблемы в течение сезона могут вышибать спортсмена из тренировочного или соревновательного процесса, на занятиях мы заранее знакомимся с определенными техниками и методиками, чтобы уже в сезоне справляться с трудностями, быть готовым бороться до конца, быть в оптимальной боевом настрое.
– Какие методики помогают спортсмену справиться с волнением перед соревнованиями, побороть страх и собраться?
– Подготовка к соревнованиям – это отдельный момент. И чаще ко мне обращаются, когда несколько стартов упущено из-за психологической нестабильности: на тренировках получается, а на соревнованиях нет. В зависимости от причин и темпа восприятия материала в среднем на подготовку к соревнованиям уходит три месяца. Моя задача – немного сменить ход мышления, но чтобы спортсмен остался собой. В зависимости от возраста есть разные формы работы. Чем меньше ребенок, тем больше работы с родителями, так как именно они чаще всего создают неверное понимание соревнований. И ребенок начинается бояться того, что родитель будет ругать, и перестает думать о своей задаче в соревнованиях.
С 9-10 лет должен случиться переход от внешней мотивации к внутренней. Если такого не происходит, то тогда нужно помочь спортсмену это пройти, в соревнованиях это становится внутренней опорой. Моя задача – создать условия для развития гармоничной личности в спорте: мысли – эмоции – тело. Тогда меньше травм, неврозов, заболеваний, и спортсмен дольше остается в спорте.
Волнение на соревнованиях должно быть. Но оно не должно мешать. Учимся управлять, проживать все эмоции. Это ведь энергия, которая помогает справиться с поставленной задачей. Но бывает, когда у спортсмена неверно сформирована эта задача, тогда мы разбираемся, что происходит с мыслями в момент соревнования и почему он эту задачу не выполнил.
Спортсмен молча показывает результаты. Как телесно-ориентированный психолог, я смотрю, что происходит с телом в соревнованиях и артподготовке. По нему легче всего заметить: напряжение в разных частях тела говорит за человека. Тогда моя задача – помочь спортсмену находить и различать напряжение/расслабленность и управлять этим в зависимости от задач в нужный момент.
– Есть мнение, что 60 % успеха спортсмена зависит от его психологической готовности и умения применять психологические техники…
– Сейчас технический уровень спортсменов очень высокий. В тренировках используются научные достижения, опыт других спортсменов/тренеров. Психологические техники пока не являются допингом, но они помогают быть на голову выше, на один шаг быстрее конкурентов. Сейчас побеждает тот, кто эмоционально устойчив.