Два-три дня каждого месяца по вечерам на Набережном проспекте можно наблюдать необычную картину: люди – кто парами, кто группками, а кто по одному – спешат к католическому храму. Параллельно с пешеходами в том же направлении движется вереница автомобилей. Время для церковной службы неподходящее, слишком позднее. Тогда зачем сургутяне стекаются в храм, что они там делают?
На самом деле все просто. Каждый месяц в течение нескольких дней под сводами римско-католической церкви святого Иосифа Труженика проходят концерты органной музыки в исполнении Марии Блажевич. Органистка специально приезжает в Сургут из Томска, чтобы подарить меломанам незабываемые вечера, наполненные волшебными звуками самого небесного инструмента.
Чтобы поговорить с Марией о том, каким ветром ее занесло в наши таежные дали, я с трудом поднимаюсь по высокой крутой винтовой лестнице. Вверх, на деревянный балкончик, в глубине которого возвышается, сверкая металлом труб, король инструментов – Его Величество Орган.
Сургут – город тепла
– Мария, вы – известный музыкант, титулованный органист, как получилось, что вы оказались в Сургуте, как давно это началось?
– Первый раз я приехала сюда в конце сентября 2019 года. Вообще, я родилась в Тюмени, я – сибирский человек, но насчет Сургута я не питала никаких надежд. Но так всегда бывает, когда от какого-то события, места ничего не ждешь, а потом оказывается все наоборот. Я знала, что здесь есть орган, отец Марэк был у меня в друзьях в соцсетях, но мы лично не встречались. А друзья постоянно говорили мне: «Напиши ему». И в августе 2019 года, можно сказать, додавили. Я думала: если пишу священнику, то он ответит через год, потому что очень занят, а он ответил практически сразу, меня пригласили. И Сургут оказался для меня очень родным городом, куда хочется приезжать.
– И с этого времени вы постоянно приезжаете в Сургут?
– Мы тогда успели сыграть всего шесть раз, а дальше началась пандемия, все очень долго было закрыто. Даже когда не было концертов, я все равно сюда приезжала сквозь все ограничения, потому что здесь оказались очень близкие, родные мне по духу люди. Играла для онлайн-трансляций, для маленькой группки людей в 15-20 человек, которые как-то узнавали о моем приезде. Ваш лозунг «Сургут – город тепла» очень себя оправдал в моем случае.
У каждого органа – свой голос
– Где вам интереснее играть: в храмах, где есть своя атмосфера или в концертных органных залах?
– У каждого зала свои плюсы и своя специфика. Так же, как и произведения, когда спрашивают: «Какое у вас самое любимое произведение?» Надо любить все произведения, чтобы хорошо сыграть. Ты можешь приехать, и это будет незнакомый зал, незнакомый орган, незнакомая церковь, но ты должен успеть за этот короткий период полюбить все так, чтобы это передалось зрителям. Конечно, в храмах это всегда акустика, это всегда особая атмосфера, как вы сказали. Залы тоже разные: есть огромные концертные, где зрители где-то далеко, а есть маленькие зальчики, где камерная обстановка. Люди это очень любят, когда ты близко с ними и можешь общаться со слушателями. В каждом зале есть своя изюминка, и в данный момент, когда ты играешь, ты любишь это место больше всего.
– А голоса органов – они разные? Каждый орган со своим звучанием?
– Всегда органы абсолютно разные. Вот кнопочки, пульт управления – ты приехал, и для тебя здесь все новое. Нужно время, чтобы очень быстро все здесь понять, запрограммировать определенные комбинации, записать. Но есть, конечно, семейства каких-то труб и регистров, которые у органов одинаковые, например флейты, струнные инструменты. Ясно, что они звучат абсолютно по-разному, но сходство есть.
– Знатоки говорят, что самые певучие органы – духовые с большим количеством регистров, и со скепсисом относятся к электронным инструментам. Какой орган в сургутском костеле, как бы вы его оценили?
– Это электронный орган, примерно 30 регистров. Для сравнения: в Тюмени в костеле стоит духовой орган, но там всего восемь регистров. На каждом инструменте какая-то своя музыка звучит лучше, на одном – барочная старина, на другом – романтическая. Здесь, в Сургуте, мы можем играть современные сочинения, которые мы не можем играть на тех маленьких, вроде бы и духовых органах. Знаете, часто звучание органа зависит даже не от того, электронный он или духовой, много регистров или мало, а от помещения, в котором он стоит. Можно поставить очень хороший орган в классе или офисе без акустики, и он будет звучать очень плохо, и можно поставить электронный орган в большом храме с шикарной акустикой, и даже профессиональное ухо не отличит, что это не духовой инструмент.
Подарок к Рождеству
– Вы часто привозите в Сургут и других известных музыкантов, с которыми вы вместе даете концерты. Как это удается, учитывая плотный график музыкантов?
– Просто все знают, что тут будет аншлаг, – смеется Мария. – Исполнителей очень радует, что здесь всегда полный зал.
– И что нас ждет в декабре, в канун Нового года и Рождества?
– В декабре в Сургут приедет интересный музыкант, он уже был здесь год назад и ему очень понравилось, – Алексей Балашов, он – фанатик своего гобоя. Гобой – инструмент не очень популярный, он оркестровый, духовой и в оркестре исполняет одну из главный ролей, например, ведущие партии в балетах Чайковского именно у гобоя. Это очень красивый инструмент, но не настолько популярный, как дудук или саксофон. Алексей в свое время был первым гобоем в Московском филармоническом оркестре, но уже много лет занимается своей сольной карьерой и пропагандирует гобой. Он очень здорово играет, люди стали узнавать этот инструмент, и его теперь зовут «Паганини гобоя». Он здесь будет 9, 10 и 11 декабря. 9 декабря мы играем «Прогулки по Италии», 10 декабря вместе с Сургутским камерным оркестром Бориса Ошивалова сыграем произведения Баха, мы с ними давно сотрудничаем, даем партитуры, они выучат и будем играть. А 11 декабря – концерт из произведений духовной направленности «Мир в ожидании Спасителя».
Знаете, мне в соцсетях присылают очень много откликов, теплых слов благодарности, восхищения. Понимаешь, что не зря живешь. И нас это спасает, и нам это дарит радость, и людям тоже.
Записаться на концерты органной музыки можно по тел. +7 905 826 85 21.