На эксперимент пошла одна из строительных компаний. Предприятие отдало целый цех под сцену для иммерсивного спектакля. Это новое веяние в театральном мире: в иммерсивном спектакле между зрителями и актерами стирается расстояние. Публика из пассивных наблюдателей превращается в участников события. Само действие тоже происходит не на статичной сцене.
Сургутские актеры показали спектакль «Дом в огне» на одном из строительных заводов по изготовлению плит. Для этого в цеху построили практически настоящую трехкомнатную квартиру.
Занавес пыли
На один день обычный строительный цех превратился в полноценную сцену. Заводская пыль, гора из арматуры, снег из полистиролбетона, коса из вилатерма – непривычные декорации и атмосфера для классического вида искусства. Подобное живое и естественное пространство создается в так называемых иммерсивных спектаклях. Это совершенно новая форма коммуникации актеров со зрителями. Пространство спектакля становится мобильным. И это уже новый художественный статус.
– В таких спектаклях зритель находится внутри самого произведения. Он где-то участвует в действиях, а где-то может и отойти в сторону. Основной упор спектакля делается на атмосферу, в которую человек заходит и погружается. Нам важно, как он ее чувствует. В классическом театре есть разделение между зрителем и сценой. Зритель словно спрятан. А здесь он включается в процесс. Мы получаем живой опыт. Это искренность, – объяснил режиссер «Летучего театра» Виктор Евдокимов.
Основная идея проекта – наполнить живой энергией неживое пространство. Поэтому локацией выбрали именно завод. На подготовку пространства к спектаклю был всего день: надолго завод закрывать нельзя. В ход пошли все материалы, из которых на объекте компании «Земляника» производят плиты для домов. Это и сам полистирол, и формы для заливки плит, и прочие железяки. Из всех этих декораций построили несколько мини-комнат.
– Для декораций использованы исключительно материалы, которые участвуют в производственном процессе на заводе: арматура, плиты, полистирол, бетон, песок. Таким образом художники-постановщики хотели донести мысль, что уют и атмосферу создают только люди. И из чего бы ни был сделан дом, в нем будет хорошо благодаря ауре семьи, – рассказал режиссер.
Летучие эмоции
Сначала действие происходило в трех инсталляциях с тремя мини-представлениями. Затем развернулся собственно сам интерактивный спектакль, в котором активно участвовали зрители. Люди могли свободно выражать свои эмоции, и это не мешало спектаклю. Актеры разыграли на сцене настоящую историю про возникновение семьи и про создание дома, в котором царят любовь и уют. Они показали, как безжизненные элементы завода наполняются мужской, женской и детской энергиями.
– Ключевой фишкой и спецэффектом мероприятия было то, что мы поджигали плиты из полистиролбетона… Если кратко о сюжете: случилось знакомство мужчины и женщины. Они создали семью. И вот начались конфликты, и в переносном смысле дом начал гореть. Но благодаря гармонии и уюту все возродилось, и дом продолжил существовать дальше. Основная идея, что дом никогда не сгорит, если в нем настоящая семья, в которой любят друг друга, создают уют. Что главное – это энергетика, которую несут люди в свои дома, – добавил артист.
Труппа «Летучего театра» уже прославилась в нашем городе своей любовью к экспериментам и жизненным темам. Актеры стремятся вступать в диалог со зрителями и все время находятся в поиске новых форматов. Именно они первыми в городе во время пандемии показали интернет-спектакль. Зная о необычном творчестве это труппы, строители и обратились к ним с креативным предложением. Так как компания возводит малоэтажные дома из полистиролбетона, подготовить «сцену» было несложно.
– У нас давно была идея сделать спектакль ко дню Ивана Купалы с хороводами, традициями, огнем и этномузыкой – и это все совместить с современным индустриальным миром. Искали территорию какого-нибудь заброшенного завода, и вот одна из городских строительных компаний предложила нам свою площадку. Можно сказать, что мы показали пробный вариант, это была демоверсия будущего произведения, – сказал Виктор Евдокимов.
Поговорили
Диалог со зрителями случился. Билеты на этот спектакль распространялись среди ограниченного круга лиц. Собираясь на представление, люди и подумать не могли, что станут участниками целой постановки.
– Зрители были в шоке, думая, что их пригласили на обычную вечеринку, а не на спектакль со смыслом. Так что получился «вау-эффект», – поделились строители. – У нас еще в районе «Сити Молла» есть дом, и мы думаем, что сможем в той локации устроить нечто похожее.
На этом театральные эксперименты лета не закончатся. «Летучий театр» готовит еще несколько премьер. По понятным причинам подробности журналистам и поклонникам не раскрывают. Известно лишь, что в одном из спектаклей участвует Гоголь.
– Главная задача нашего творчества – поймать и передать то неуловимое (летучее) вещество, что побуждает людей вступать в диалог друг с другом, замечать окружающих, оставлять шаблоны и моду и говорить – пусть нескладно, но по-своему, как личность, как значимое для этого мира существо, – объясняют в «Летучем театре».