91.78 98.03
Снег, Дождь, Пасмурная погода
Частично облачно -5°
Частично облачно -2°
: 45 28 апреля 2024

Транспортная реформа в Сургуте: как продолжат и на чем заработают

График движения автобусных маршрутов в Сургуте изменится со дня на день

Транспортная реформа в Сургуте: как продолжат и на чем заработают
1798
8 минут

График движения автобусных маршрутов в Сургуте изменится со дня на день. Это первоочередная – тактическая – задача, которую поставил себе и уже практически выполнил новый руководитель ключевого пассажироперевозчика – СПОПАТа – Александр Попов. Расписание станет удобнее и для водителей, которые пока что серьезно перерабатывают, и для пассажиров. В первую очередь – с точки зрения безопасности: ехать в автобусе с уставшим водителем – дело довольно рискованное. Во вторую – для удобства людей: график формируется исключительно с учетом по нагрузкам пассажиропотока. Цифровые технологии дают такую возможность.

Стратегическая задача номер один – вывести предприятие в прибыль (на протяжении практически всей своей истории СПОПАТ был убыточной компанией). Этот процесс более емкий, прежде всего по времени. Но показать положительный финансовый результат, по бизнес-плану – в 50 миллионов рублей, новый руководитель рассчитывает к концу уже текущего года.

За счет чего этого планируется достичь, но главное – какие еще изменения в работе общественного транспорта ждут сургутян, Александр Попов рассказал сургутским журналистам.

Лиха беда начало


– Автобусная реформа в Сургуте, которой вам поручено заниматься, мягко скажем, не пользуется популярностью у горожан. Но вас пригласили в Сургут из Южно-Сахалинска как специалиста в том числе (а быть может, и прежде всего) в этом вопросе. Подскажите: это везде такая реакция населения на нововведения?

– Когда происходит какая-то трансформация маршрутной сети, это вызывает определенный негатив. Но он постепенно сходит на нет, когда в процессе человек сам понимает: так лучше для него же. Сургут еще в самом начале этого большого процесса, потому ситуация вокруг новой маршрутной сети и шумит. Но когда она дополнится новым подвижным составом, что уже происходит, новыми сервисами, когда график движения пассажирского транспорта начнет соблюдаться и прочее, все успокоится. Все делается поочередно. Сначала трансформировали маршрутную сеть, потом закупили автобусы, сейчас постепенно вводим дополнительные сервисы. Со временем город дойдет и до изменения дорожного движения в принципе, в том числе – с организацией выделенных полос для общественного транспорта. Без этого его нормальную работу не настроить. Только сразу оговорюсь: делать это надо предельно аккуратно. Но вот когда все эти изменения заработают в комплексе, тогда горожане и смогут оценить и сказать: «Да, это неплохо». Мы в Южно-Сахалинске это проходили, там тоже люди были не в восторге. Но примерно через год оценили.

– А какие именно меры надо внедрить, чтобы реформа «поехала»?

– Есть ряд базовых параметров: актуализация маршрутной сети, обновление подвижного состава, нормализация графика движения. И изменение формата взаимодействия заказчика и перевозчиков – это тоже базовый параметр реформы, который надо решать в моменте. Я имею в виду, что все перевозчики – базовый, как мы, и дополнительные – должны работать по определенным, очень четким,- требованиям. Одинаковым для всех. И вот с теми транспортными компаниями, которые согласны работать по этим правилам, заключается так называемый брутто-контракт – но это уже в идеале.  Это когда перевозчик всю прибыль, которую собрал с пассажиров, отдает заказчику – городской администрации. И строго по контракту получает выплату за каждый пройденный километр транспортной работы. Это прекратит неразбериху с графиком: ведь зачастую частные перевозчики используют следующую схему: выходят на маршрут в часы пик, собирают выручку с большого пассажиропотока, а потом на весь день пропадают – до вечернего трафика.

– А что за новые сервисы, о которых вы упомянули?

– Прежде всего, информационные, через которые человек мог бы безошибочно определить, когда именно подойдет нужный ему автобус, насколько он заполнен и когда подойдет следующий. Ведь как бывает? Автобус, отправляющийся в 8.00, набит битком, а следующий за ним в 8.08 – почти пустой. Хотя если бы пассажиры точно знали, во сколько подойдет следующая машина, в которой можно уехать с большим комфортом, думаю, многие бы предпочли ее дождаться. Эти сервисы начнем реализовывать уже в марте через центральную диспетчерскую службу.

В Южно-Сахалинске мы также сделали не просто пересадочный тариф, а единый билет. Сначала сделали бесплатную пересадку, а потом пассажиры подсказали: нужны безлимитные проездные – на день, неделю, месяц. Думаю, в Сургуте пойдем тем же путем. Ну и много чего еще. Без инфраструктурных изменений реформа тоже далеко не уедет.

В шаговой доступности


– Какие инфраструктурные изменения нужны Сургуту?

– Больше автобусных павильонов. Они должны быть не далее чем через 400 метров, откуда бы человек ни вышел. В Сургуте этот норматив выдержан не везде. И мы уже понимаем, где их не хватает. Нужно, чтобы правильно работала пересадочная модель – ею должно быть удобно пользоваться. Для этого маршруты разных типов подгоняются под одно расписание, и, соответственно, делаются в ближайшей окружности дополнительные остановочные пункты. Если мне для пересадки в тридцатиградусный мороз надо бежать триста метров до другой остановки, то я откажусь от этой затеи. Такая система работать не будет. Поэтому дополнительные остановочные пункты должны быть. Ну и выделенные полосы – они тоже очень нужны. Для общественного транспорта это идеальная вещь. Когда мы ввели 3,5 км таких полос в Южно-Сахалинске, автобусы ритмично побежали буквально в моменте. Но внедрять их надо очень-очень осторожно. В Сургуте – я считаю – при строительстве новых дорог или капитальной реконструкции существующих. Иначе общественный резонанс будет очень большим.

Кстати, в Южно-Сахалинске мы применили технологию, которая вместе с выделенными полосами дала просто колоссальный эффект: если раньше по определенному участку дороги автобус ехал примерно 50 минут, то по выделенной полосе и с этой технологией – всего 18.

Это адаптивные светофоры, которые работают с применением вшитой в асфальт индукционной петли, определяющей вход и выход трафика. То есть такой светофор сам определяет – сколько секунд должно быть красной фазы, а сколько зеленой.

– Эти наработки вы уже донесли до представителей заказчика?

– Мы начинаем обсуждать эту историю и, соответственно, потихонечку прорабатывать. Но дорожная деятельность – это не мой прямой профиль, которым я должен заниматься, моя задача – нормализовать транспортную работу. Но, тем не менее, инфраструктурные вопросы мы не можем игнорировать, потому что общественный транспорт – это же не такая-то обособленная история. Мы зависим от утренних и вечерних пробок, от работы светофорных объектов. Хочешь  не хочешь, нам придется как минимум с коллегами в рабочих группах решать эти проблемы. Потому что когда пассажир говорит, что ждал автобус полчаса, а я точно знаю, что по этому маршруту линия закрыта, вывод один: он – автобус – где-то вместе с остальными участниками движения телепается в пробке.

– То есть вы будете вносить эти предложения?

– Конечно.

По потребности


– Хватает ли СПОПАТу автобусов, чтобы закрыть существующую потребность пассажирских перевозок?

– Формально хватает – их 101 единица, но подвижной состав требует ремонта. Мы уже усилили работу ремонтно-механических мастерских (РММ), считаю, что они – сердце любого предприятия. В частности, пересмотрели и поставку запчастей, и подход к ремонту. Буквально за неделю-полторы мы добились успехов с точки зрения подготовки состава.

– Какое количество автобусов сегодня требует капитального ремонта или замены из-за износа?

– Около сорока – это автобусы 2006-2008 годов выпуска. По таким параметрам, как срок эксплуатации и амортизация, они уже не проходят по нормативам. Именно им на замену и придут новые автобусы, которые предприятие закупило по программе лизинга и поставку которых мы ожидаем.

– Что будете делать с автобусами, отслужившими свой век?

– Те, которые еще могут эксплуатироваться, находятся в удовлетворительном техническом и эстетическом состоянии,  – продолжат работать на линии. Ну а из остальных после ремонта будем формировать резерв: с сегодняшней рабочей нагрузкой (количеством маршрутов, которые мы обслуживаем) у нас в запасе должны всегда быть наготове 25-30 единиц техники. Потому что выходить из строя имеет свойство любая техника, в том числе и новая.

– Когда наступит срок замены остального автопарка?

– Уже в 2025 году – для автобусов 2018 года выпуска. Нормативный срок эксплуатации общественного транспорта составляет семь лет.Часть объема рассчитываем закупить за счет собственных средств: к концу года планируем получить прибыль не менее 50 млн рублей, их хватит на приобретение пяти единиц. Остальное в лизинг, если удастся, привлечем средства из вышестоящих бюджетов – регионального и федерального. В прошлом году администрация Сургута подавала в округ заявку на субсидию для приобретения 140 автобусов для нашего предприятия, но денег не получила. Ответа, насколько знаю, тоже. Причин назвать не могу. Но мы продолжим попытки: если шансы есть, то ими надо пользоваться. Всеми.

– Вы заявили очень амбициозный пункт: вывести предприятие всего за год в прибыль в пятьдесят миллионов рублей. С учетом, что много лет убытки исчислялись сотнями миллионов рублей, получится ли? За счет чего?

– Для начала напомню, что СПОПАТ – это акционерное общество (а не муниципальное предприятие, как нередко считают горожане, – прим. ред.). Наш основной доход – это муниципальные контракты, в которые уже закладывается прибыль в 9,6 процента. Но доходность можно повысить, сократив издержки. За счет изменения графиков маршрутов, чтобы автобус возил не воздух, а пассажиров. За счет постепенного перехода на газомоторную технику – экономия на топливе тоже будет существенной. Кстати, из сорока автобусов, поставку которых мы ждем в мае, десять будут именно на газу. Следующее обновление подвижного состава, которое мы планируем на 2025 год, будет только в газомоторном исполнении. Ну и за счет более грамотного, хозяйского подхода к производственным процессам – того же ремонта или скорости обслуживания подвижного состава, которые тоже влияют на экономику предприятия.

294 человека работают в СПОПАТе, около двухсот из них – водители. Заработная плата – конкурентоспособная, может составлять 120-130 тысяч рублей в зависимости от выработки

Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 17292
            [~ID] => 17292
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Транспортная реформа в Сургуте: как продолжат и на чем заработают
            [~NAME] => Транспортная реформа в Сургуте: как продолжат и на чем заработают
            [PREVIEW_TEXT] => 
            [~PREVIEW_TEXT] => 
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/economics/transportnaya_reforma_v_surgute_kak_prodolzhat_i_na_chem_zarabotayut/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/economics/transportnaya_reforma_v_surgute_kak_prodolzhat_i_na_chem_zarabotayut/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [DATE_CREATE] => 20.02.2024 12:04:18
            [~DATE_CREATE] => 20.02.2024 12:04:18
            [CREATED_BY] => 15
            [~CREATED_BY] => 15
            [PROPERTY_5_VALUE] => 17370
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 17370
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 17292:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 17292:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 17292:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 17292:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => transportnaya_reforma_v_surgute_kak_prodolzhat_i_na_chem_zarabotayut
            [~CODE] => transportnaya_reforma_v_surgute_kak_prodolzhat_i_na_chem_zarabotayut
            [EXTERNAL_ID] => 17292
            [~EXTERNAL_ID] => 17292
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 2
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 2
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 17370
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 17370
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/economics/transportnaya_reforma_v_surgute_kak_prodolzhat_i_na_chem_zarabotayut/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 17292
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
91.78 98.03
: 45 28 апреля 2024

онлайн подписка