Сегодня в Сургуте свыше 27 тысяч человек получают компенсацию в размере шестисот рублей в квартал за проезд в общественном транспорте. Среди них неработающие пенсионеры, почетные граждане города, а также дети, получающие пенсию по потере кормильца. Ежегодно из бюджета Сургута выделяются десятки миллионов рублей на компенсацию проезда в общественном транспорте. При этом часть жителей средства использует не по назначению.
– Действующие меры социальной поддержки не позволяют обеспечить целевое расходование средств. Одним из критериев получения льготы является прописка. Но постоянное проживание в городе не гарантирует использования средств на оплату проезда на общественном транспорте, – пояснила на заседании комитета по социальной политике в думе города начальник управления бюджетного учета и отчетности администрации Елена Панова.
Для поддержки тех граждан, кто действительно нуждается в социальной выплате, администрация предложила депутатам изменить механизм ее предоставления. В качестве альтернативы прямому перечислению денег было предложено ввести проездные пластиковые карты. Это позволит обеспечить адресность, так как средства будут использоваться на проезд в городском пассажирском транспорте, а также увеличить реальный размер поддержки населения. Сейчас при стоимости поездки в 28 рублей средств хватает только на 21 поездку в квартал, в планах – сделать бесплатными до сорока поездок.
– Сорок поездок – это максимально возможное число. В Нижневартовске, например, где уже действует такой механизм, гражданин совершает около 25–26 поездок в квартал. У нас 15 тысяч человек смогут совершить сорок поездок, но фактически людей будет меньше. И средств хватит на 84 процента от нынешнего количества получателей, – добавила главный бухгалтер.
Со слов представителя мэрии, новый механизм потребует соответствующего технического оснащения общественного транспорта. В настоящее время терминалы оплаты имеются на регулярных маршрутах автобусов, это позволяет жителям расплачиваться банковскими и транспортными картами. Новый механизм также подразумевает оплату через терминал. Это даст возможность администрации ежемесячно производить расчет с перевозчиками.
– А карты будут персонифицированными? – поинтересовалась председатель комитета Эмилия Трапезникова.
– Да, предполагается разграничить их по гендерному признаку. Например, женщинам – розовые, мужчинам – голубые, детям – зеленые. Эти карты мы планируем упаковать и отправить в почтовые отделения. Почта, в свою очередь, разошлет заказные письма с просьбой прийти и забрать свою карту. Те, кто не успел ее получить, смогут забрать ее в МФЦ, – ответила Елена Панова.
В среднем на изготовление карт и их рассылку планируется потратить из бюджета около шести миллионов рублей. Эти средства, по словам представителя администрации, в бюджете имеются. Карты будут разосланы 27 тысячам льготников. При этом пакет документов от новых заявителей предоставляется однократно, и выплата назначается бессрочно. Повторная регистрация будет необходима в случае ее прекращения вследствие утраты права. Для тех, кто уже получает компенсацию, изменения произойдут автоматически.
– В случае положительного решения мы подготавливаем обращение о выделении денег для изготовления транспортных карт. Далее начинается работа с информированием граждан, чтобы они все узнали об изменении. Затем департамент городского хозяйства разработает порядок субсидирования перевозчика. После этого карты будут выданы гражданам, – сказала Елена Панова.
В случае, если на очередном заседании депутаты поддержат изменения, новая система заработает уже 1 октября.
– Это очень хорошая льгота. И будем надеяться, что новый механизм позволит применять ее более адресно, – подытожила Эмилия Трапезникова.
Фото: Ирина Швец