«Теперь удовлетворен», –
сразу признался на финальной пресс-конференции с «Русскими витязями» глава Сургута Андрей Филатов. Все помнят, какая осечка случилась с выступлением пилотажной группы в прошлом году, когда погода так и не дала летчикам показать авиашоу северянам. Тогда повезло Нижневартовску: там «Витязи» смогли показать часть программы, а вот Сургут остался в расстроенных чувствах, поскольку полеты отменили из-за облачности и минимальной видимости.
Чиновники, впрочем, решили тогда не сдаваться и договорились на еще один визит «Витязей». Если кажется, что это просто, то отвечаем: непросто. И дело не только в бюджете. Чтобы устроить авиашоу, пришлось договариваться с Минобороны и оформлять документы, писать письмо. Но с бюрократическим испытанием удалось справиться. Летчики после признались: приятно было полюбоваться Сургутом с неба.
– Сургут растет, видно, как город развивается высокими темпами, и, значит, люди здесь остаются жить. В прошлом году в районе набережной мы видели только два строительных крана, а в этом году увидели уже целый жилой комплекс, – поделился впечатлениями пилот Олег Ерофеев. – Мы летели сюда с чувством, что хотим очень сильно встретиться. Сургут так преобразился к нашему прилету и вообще эстетически он очень красив сверху.
«Заманиваем гостеприимством»
Конечно же, всех интересовало, пообещают ли «Витязи» теперь еще раз вернуться? Ответ: пусть гости отдышатся. Но к этой теме чиновники намерены вернуться уже через месяц. Заманивать будут гостеприимством.
Есть и еще один козырь у сургутян: прошлой осенью, во время первого визита пилотов в Сургут, прозвучала тема сделать город площадкой для одного из всероссийских этапов первенства по авиапилотированию.
Андрей Филатов опять подтвердил журналистам: переговоры идут, и у города есть все шансы на положительный результат. В конце концов, именно Сургут теперь значится в авиалетописи страны, как единственный город с собственной женской пилотажной группой.
– Мы хотим, чтобы это было не разовое событие, а календарное мероприятие, то есть каждый год и с бюджетной поддержкой. Потому что тот порыв и те силы, что вкладывают наши земляки – группа «Барсы» – в развитие авиации, надо обязательно поддерживать, – сказал глава Сургута.
Свои
Именно «Барсы» выступили, что называется, «на разогреве» у знаменитых пилотов и не ударили в грязь лицом. Программа с различного рода фигурами высшего пилотажа – групповые и парные – вызвала восторг у толпы. «Барсов» здесь любят, ими гордятся. Скромные летчики мало рассказывают про себя, и зрители могли впервые услышать на выступлении, что у ребят за плечами уже есть награды, в том числе и российского уровня.
– Не каждый город может похвастаться поддержкой городских властей малой авиации. Она в основном развивается вопреки. Мы начинали летать в ДОСААФ, в классе 9-м на ЯКах. Потом пошли в летные училища. Нужно бы возрождать эти организации, ведь они обеспечивают тот самый кадровый резерв для поступления в военные и гражданские авиационные училища. Сейчас занятия парашютным и самолетным спортом – прерогатива состоятельных людей. Простым мальчишкам и девчонкам это уже не так доступно. В наше время требовалось только желание и здоровье, а Родина предоставляла парашюты и самолеты, – вспомнил командир «Русских витязей» Андрей Алексеев.
Все эти романтические и не очень истории про любовь к небу и самолетам находят отклик в сердцах сургутян. Уже точно известно, что в этом году один из выпускников подал документы на поступление в летное училище в Краснодаре. А на экскурсиях к истребителям «Витязей» разговоры с молодежью летчикам пришлось вести совсем не детские. Пилоты говорят: вопросы задавали не в бровь, а в глаз
– Вопросы на экскурсиях были о технических особенностях самолетов, про двигатель, кабины, конструкции, интересные вопросы, интересная молодежь. С ними интересно разговаривать, потому что глаза горят, заряжены, видно, это были уже непраздные встречи, – поделился летчик Сергей Щеглов.
Глаза горят – самолеты летают
В техническом плане сегодня российская авиация, по мнению «Витязей», себя чувствует хорошо. Говорят, Россия всегда была богата на конструкторскую мысль и гениальных людей. Пусть в гражданском самолетостроении страна пока в роли догоняющих, зато в военной авиации – впереди всей планеты. Двигатель, который создали в России для военных истребителей, называют уникальным, не вдаваясь в глубокие технические размышления. Летчики за него отвешивают нижайшие поклоны конструкторам.
Сургутяне смогли это оценить, когда «Витязи» выполняли в небе, например, фигуру высшего пилотажа под названием «колокол»: когда летящие в вертикаль самолеты замедляются и замирают на доли секунды в небе. Такого на Западе не показывает никто, это чисто российская фишка.
– Мы были на производстве в Уфе, нам показывали весь процесс. Этот мотор уникальный по характеристикам и параметрам, приемлемой экономичности. У него большая тяга и, главное, устойчивость к нагрузкам и всем нестандартным режимам работы, к нестабильному обтеканию потока воздуха. Этот мотор можно эксплуатировать и в хвост и в гриву. Он простой и надежный, его ценят во всем мире, – объясняет Алексеев.
Впрочем, главное в авиации не только железо, но и кадры. И летчиков радует молодежь, которая приходит к ним на аэродром с горящими глазами. На прощание сургутские школьники подарили гостям мини-модель Су-35С. Они строили ее несколько месяцев.
– Я хочу пожать вам руку за то, что вы сдержали свое слово и приехали к нам. Мы относимся к «Русским витязям» с большой теплотой и гордостью. Мы вас очень ждали, – призналась командиру «Витязей» восьмилетняя авиалюбительница Вероника Смоленцева.
За тем, как «Русские витязи» покидают аэропорт Сургута, в онлайн-режиме следил весь город. Они улетели, но обещали вернуться.