Звуки улиц
– Юрий, в чем миссия уличных музыкантов?
– Уличная музыка, уличные музыканты – это такой атрибут любого большого города с развитой культурой. Сургут все-таки активно развивается в плане андеграунд-культуры, и такое направление, как уличная музыка, тоже не стоит на месте. Пока что она, конечно, у нас это еще не достигло таких уровней, как в крупных городах. Самый известный пример – Санкт-Петербург, где играют везде: в парках, на остановках, в метро, и это не удивляет, потому что нормально, как часть городской культуры. Но подвижки в Сургуте есть, и фестиваль, который мы проводим, тому подтверждение.
– Уличная музыка – это вообще что?
– Буквально уличная музыка – то, что исполняется в городской среде, так скажем, «несанкционированно», по инициативе самих музыкантов. Это может быть и рок-группа, и отдельные акустические или классические музыканты. Бывает, люди выходят со скрипкой или виолончелью.
– То есть это непрофессионалы, скажем, даже самозванцы?
– Чаще всего уличные музыканты непрофессионалы. Но это необязательно. Это могут быть музыканты из оркестра или группы, ансамбля. Точки, где играют уличные музыканты, достаточно конкретизированы. Это точки притяжения жителей, и там происходит общение, коммуникация, коллаборации. Вот в этом контексте мы и называем уличную музыку андеграунд-культурой. Кстати, в крупных городах бывают истории, когда тот же Борис Гребенщиков выходит уже в статусе известного артиста и выступает где-то на Невском или в метро. Ну просто по приколу. Этим может заниматься кто угодно.
– И, видимо, улица сама делает профотбор…
– Строже критиков. Единственный критерий к уличным музыкантам – восприятие их аудиторией. Если ей это нравится, то они продолжают заниматься своим творчеством, а если они каждый день получают на улице только негативные оценки прохожих, то им и самим это не интересно. Так и происходит своеобразная фильтрация. Мы своим фестивалем «Воздух» создаем для молодых музыкантов условия: предоставляем площадку и оборудование для качественного звука. Мы делаем анонсы, привлекаем людей и тем самым обеспечиваем артистам аудиторию, чтобы их послушали. В концепте фестиваля – поддержать молодых и начинающих музыкантов, познакомить с ними Сургут и дать этим им отправной старт.
На вкус
– В Сургуте воспринимают такое творчество?– Вот изначально мы хотели проводить концерты уличной музыки каждую субботу. В 2018-2019-х годах мы и работали в таком концепте. А в этом году решили поэкспериментировать и собрать всех сразу в одном месте и в один день. У нас было семь исполнителей. Послушать их пришло много зрителей, и, значит, такое творчество востребовано.
– Людей заинтересовали неизвестные имена?
– Новое – это что-то свежее. Мы специально подбирали артистов, которые не сильно известны, за исключением хедлайнера Розы Карим, все остальные или уличные-уличные или начинающие и подающие надежды. Наш фестиваль – это поддержка как творческого сообщества, так и городского пространства и его развития.
– Зачем шумному урбану дополнительные звуки?
– Да, в уличном творчестве может не быть какой-то особенности или исключительности, и чаще всего оно не имеет какую-то музыкальную ценность. Эта тема скорее про городскую среду. Это атрибут большого развитого города. Ты идешь по улице, и где-то звучит музыка, это приятно. Грубо говоря, это как фонтан. От него никакого практического толка, он не представляет из себя какую-то ценность. Но когда у тебя в городе есть фонтан – это приятно. Вот это то же самое. Звучит такой городской фон. Ты гуляешь, и тебе приятно, особенно если играют еще и хорошо. Это признак какой-то культурной жизни.
Ориентация – центр
– Все-таки ориентироваться исключительно на вкусы прохожих довольно странно.
– В Сургуте нет музыкантов, которые ориентируются только на улицу и больше нигде не выступают. Из самых известных уличных артистов в Сургуте, например, музыкальное объединение Born In The Streets и Влад Женжера. Влад поет уже много лет, и он развивается. У него уже есть и собственные песни, которые даже популярны в определенных кругах. Без развития, профессионального роста творчество даже уличных музыкантов не прожило бы дольше сезона. Тем более что у нас долгая зима, и выступать на улице можно всего несколько месяцев.
– И на помощь, наверное, приходят клубы?
– В том числе. Чаще всего ребята выступают на площадках «102 дб» или в доме культуры «Невесомость», мы приглашаем их в «Порт». Поэтому нельзя прямо сказать, что они исключительно уличные. Кстати, сложно оценить, насколько много дохода им приносят уличные концерты. Обычно все еще где-то работают и чаще зарабатывают деньги другим ремеслом. В таких городах, как Сургут, сложно зарабатывать только музыкой.
– Сейчас еще есть возможность услышать уличных самородков?
– Еще есть. Пока в городе лето, советую побывать на этих концертах. Популярные артисты чаще всего играют на проспекте Ленина возле Сити-центра или ближе к улице Декабристов к кинотеатру «Мир» – вот пара точек. Еще, бывает, стоят где-нибудь на УБР. Это концерты в таком стиле, как в Петербурге, где люди просто стоят и играют, и кто-то им дает или не дает деньги. Если в выходные прогуляться по Ленина в центральном районе, можно обнаружить для себя кого-нибудь интересного. Сейчас не так уж и сложно продвигать свое творчество на определенном уровне. Музыканты выкладывают песни в социальные сети и на различные платформы, так можно найти своего уличного кумира.
ФОТО: КЦ "Порт"