Метафизическая музыкальная живопись
«Сочинение для струнного оркестра» Сергей Зятьков написал еще лет десять назад. Создавал его для концерта Московского ансамбля современной музыки в галерее «Стерх». Но что такое возраст для настоящей музыки? Конкурс в очередной раз доказал: искусство бессмертно.– Музыка, которая писалась для концертов в галерее, снова получила приз. Спасибо за поддержку проектов современной музыки директору Ларисе Гуровой. Мне особенно приятно, что с моим именем упоминается Сургут, он есть на карте новой музыки, – признает композитор Сергей Зятьков.
Его произведения считают особенными. Они будто с сюжетом – но всегда неизвестным, и слушателям нужно включать свое воображение.
– Иногда в названиях пьес есть будто отсылки к природе («Изобретение облаков», «Есть путь, есть сад»…), но она у меня скорее фантастическая, придуманная. Я давно нахожусь под впечатлением от творчества художника Латифа Казбекова, его метафизических садов, степей, существ, в его картинах есть присутствие невидимого иного. С этим связана и последняя моя премьера – концерт для скрипки «Степной сад Латифа», который прозвучал в исполнении OpensoundOrchestra в зале «Зарядье».
Творчество Сергея Зятькова способно раздвинуть горизонт для слушателей, желающих познакомиться лучше с современной композиторской музыкой. Его музыка узнаваемая, стильная.
– Для новой музыки важно ощутить, найти новую эмоциональность. Открыть способы погружения в новые интересные состояния. Мне нравится их ловить и делать. Мой саунд – он не плоский, многослойный. Много воздуха, пространства и оттенков. Это дает возможность музыкантам делать звук текучим, мерцающим. Кроме сочинения оркестровых метафизических пейзажей (интимно звучащей «эзотерики»), увлекает меня «театр без театра» – музыкальные представления со здоровой долей безумия и неожиданных фантазий, – говорит сургутский автор. – Для чего слушать такую музыку? Чтобы почувствовать, испытать то, что иначе нигде и никогда не поймать. И после этой небольшой перезагрузки вернуться – с более легким сердцем – к своей жизни.
Эффект Зятькова
За инструментом он давно не сочиняет. Сергей говорит, что свободнее музыке появляться в его в голове. И сразу переносить на страницы нотного редактора в компьютере.– Компьютер – просто инструмент, способ записи, как бумага или карандаш. Я пользуюсь им, чтобы не отвлекать внимание от музыки, например, нажатием клавиш, – признается автор. – Осознаю, как важно не увлечься электронным звучанием, иначе начнутся проблемы с исполнением и слушанием. Моя цель всегда – живое звучание. В нем возникает больше красок, эмоций, движения. При этом я ценю и искусственную акустику (ее тоже можно сочинять) – как новую возможность нашего времени.
Композитор говорит, что ноты он пишет простые. Но играть их музыкантам всегда почему–то непросто. Такой вот странный «эффект Зятькова». Нужно найти – и это всегда происходит не сразу – как именно эти простые ноты должны звучать. С этим помогают сургутские музыканты, которые все чаще играют современную композиторскую музыку в галерее «Стерх». Это квартет сургутской филармонии Perfecto, скрипачка Дарья Запорощенко, пианистка Юлия Напольских, дирижер Станислав Дятлов, баянист Богдан Калужин, другие музыканты, увлеченные новой музыкой. Композитор творит в современном жанре так называемого музыкального минимализма. По мнению коллег, лучше всего Сергею удается писать музыку для струнных оркестров. Любимый музыкальный жанр – театр без театра: когда слушатель без актеров и режиссера может представить под музыку всю историю в своей голове.
– Самый необычный инструмент, для которого я писал, – австралийский диджериду, с баяном, клавесином, ударными. Диджериду может быть голосом югорской тайги – как получилось в моем музыкальном представлении «Обское дикое барокко», – говорит Сергей.
Человек–оркестр
– Сейчас композитор должен уметь все. Закончив опус, организовывает его исполнение, пишет тексты в соцсетях, занимается рекламой, готовит сцену, ведет концерт, монтирует видеозапись… Композитор должен владеть многими около музыкальными специальностями, которые нужны, чтобы музыка зазвучала, – признается собеседник.Грядущей весной в сургутском «Стерхе» пройдет концерт, на котором прозвучит музыка Сергея Зятькова. В частности, его музыкальное произведение «Злоключение Василия Баранщикова. 1787».
– В последние лет пять в России снова растет интерес к композиторской музыке. Возникает все больше конкурсов, проектов, активизировался Союз композиторов, все больше становится местных инициатив. Нам важно давать сургутянам возможность услышать вживую музыку современных авторов. И важно уметь ее сыграть, – говорит автор.
Авторский концерт оркестровой музыки Сергея Зятькова в сургутской филармонии проходил два года назад. В течение года его произведения исполняют в других регионах. В Югре регулярно концерты проходят в сургутской галерее «Стерх»: играют музыку Зятькова и других современных авторов.
Сергей Зятьков, композитор:
«Новая композиторская музыка – это произведения людей, которые слышат наше время и нам предлагают тоже услышать его. Эту музыку нужно поддерживать, и я стараюсь это делать. Я понял, что можно делать хорошие и важные вещи с теми, кто рядом. Наши концерты не массовые. Зато они готовятся увлеченно, без суеты и приносят удовлетворение и радость участникам. Я считаю, что творить нужно там, где ты есть. Композитору приходится тратить много сил, чтобы его музыка исполнялась. Хочется, чтобы и другие подключались к этому процессу, и новая композиторская музыка звучала гораздо чаще»