Мгновенная реакция
Такое решение на предприятии приняли после громкой ситуации с подростком с ограниченными возможностями здоровья. Он не смог выйти на своей остановке, потому что автобус на ней не остановился. Однако парень заранее не подготовился к выходу и никак не обозначил намерение выйти.Подросток записал диалог с кондуктором на телефон, беседа была совсем не дружелюбной с обеих сторон: парень настаивал, чтобы общественный транспорт развернулся и довез его до пройденной остановки – на видео слышно, как он кричит «Отвези! Отвези! Отвези!». Кондуктор же попыталась выбить из его рук телефон.
Это видео распространила мать мальчика – сургутский блогер Елена Ермакова с почти двухсоттысячной аудиторией. Реакция руководства СПОПАТ наступила практически мгновенно. Генеральный директор автотранспортного предприятия Игорь Артеменко уже через несколько часов после публикации видео сообщил журналистам, что кондуктор уволена.
– В ходе служебного расследования было установлено хамское поведение нашего кондуктора и непрофессиональное поведение водителя. Кондуктор уволена. Чтобы избавить сургутян от таких ситуаций, мы проводим регулярную работу и с водителями, и с кондукторами, напоминаем им, что тактичность и доброжелательность – это основа их работы. Будем бороться с некорректным поведением персонала, – рассказал Игорь Артеменко в ходе оперативно организованного в тот же день брифинга для журналистов.
За некорректное поведение кондуктора перед подростком и его матерью извинился и глава Сургута Андрей Филатов.
Кто виноват?
Подростку пришлось выйти не на своей остановке и пройти с тяжелым рюкзаком за спиной некоторое расстояние.– Водитель не остановился на остановке, не уточнил у пассажиров, будет ли кто–то выходить и просто проехал мимо. Сын не успел сообщить о своем намерений выйти, а к двери подходить не стал, руководствуясь правилом, что подходить к дверям можно только после полной остановки автобуса. Когда двери открылись, кондуктор сказала Славе, чтобы он выходил сейчас, обратно автобус не поедет. Кондуктор объяснила пропуск остановки тем, что сын не стоял у двери. Ладно, если бы было лето, но было холодно, ветрено и темно, – написала в инстаграме мама мальчика Елена Ермакова.
В социальных сетях, где идет бурное обсуждение этой ситуации, сургутяне разделились на два лагеря. Кто–то поддерживает и руководство СПОПАТа, и маму подростка: мол, большинство кондукторов действительно ведут себя грубо и некорректно с пассажирами, и полезно на конкретном примере показать, что будет, если не выполнять свои обязанности.
Другая часть горожан понимает кондуктора: конец рабочего дня, женщина с раннего утра на ногах, не справилась с эмоциями и вспылила, увидев камеру телефона. Конечно, она должна была спокойно объяснить подростку ситуацию и извиниться, тогда конфликт был бы исчерпан. Сургутяне считают, что выговора было бы достаточно, увольнять человека перед Новым годом – лишняя мера.
– Я больше двадцати лет работаю на маршруте. Есть правила перевозки, там четко сказано: пассажир должен заблаговременно приготовиться к выходу. А сейчас что? Сидят люди, особенно дети, поголовно играют в смартфонах. Остановки пропускают. На каком основании уволили женщину? У нее тоже есть дети. Если мальчик сам не может обслуживать себя, надо провожатого нанимать, – подобных комментариев под видео очень много.
Не слишком ли?
Тем не менее руководство СПОПАТа считает, что принятое решение – единственное верное в данной ситуации.– Кондуктор вела себя непрофессионально. Она уволена 17 декабря, по статье. Безусловно, ее жаль. Мы понимаем, что у человека тоже есть дети. Но в адрес руководства через день поступают жалобы от пассажиров на кондукторов. Они бывают обоснованными, бывают и необоснованными. Решили, что нужно применить радикальные меры, чтобы другим кондукторам не повадно было, – сказал заместитель генерального директора СПОПАТа Виктор Иванкив.
В отношении водителя автобуса также была проведена служебная проверка, в результате которой ему объявили выговор и лишили премии.
– В итоге водитель написал заявление на увольнение по собственному желанию, комиссия это решение удовлетворила. Он также уволен с 17 декабря. Ситуация не очень хорошая, виноваты все. Подросток, не могу утверждать точно, но, скорее всего, был увлечен телефоном. Кондуктор поступила непрофессионально. Водитель немного опаздывал по времени из–за пробок и тоже был не прав, – добавил Виктор Иванкив.
В этой ситуации наказали всех, однако мама подростка говорит о том, что не хотела, чтобы кого–то лишили заработка. Ей было достаточно извинений от кондуктора.
– Разговаривая с руководителем, я четко сказала, что хотела бы услышать извинения. И я их получила. Все! Это его инициатива уволить девушку, – говорит Елена Ермакова.
В СПОПАТе отметили, что внутри предприятия будет проведена работа. Сотрудникам напомнят, что тактичность и доброжелательность к пассажирам – это основа их работы. Вот только по какой именно статье трудового кодекса уволили работника, по сути – выкинув, как собаку, и как руководству предприятия удалось это провернуть так оперативно – вопрос открытый.
Автор текста: Анастасия Лошакова
Автор фото: Ирина Швец