Из 43 завершенных в прошлом году выездных проверок ИФНС России по Сургуту только одна была начата без явных признаков умышленных нарушений Налогового кодекса. Все остальные инициированы из-за явных признаков умышленных нарушений налогового законодательства – оплата неполной суммы налогов, использование финансовых махинаций. Можно ли исправить нарушения уже в ходе выездной налоговой проверки и почему стоит сотрудничать с налоговыми инспекторами, «Сургутской трибуне» рассказала заместитель начальника инспекции федеральной налоговой службы по Сургуту Юлия Воронова.
Юлия Александровна, что такое выездная налоговая проверка?
В связи с чем может начаться выездная проверка? Если выявлены какие-то явные нарушения?– Это форма налогового контроля. Она предусмотрена налоговым законодательством и в ней нет ничего особенного. Есть камеральная налоговая проверка – она начинается после того, как налогоплательщик предоставил в налоговую декларацию и другие документы, которые нужны для проверки. Выездная проверка – это более углубленный анализ деятельности налогоплательщика за определенный период. Камеральная налоговая проверка начинается автоматически в отношении всех налогоплательщиков, как только налогоплательщиком предоставлена налоговая декларация, и проходит такая проверка с минимальным взаимодействием представителей налоговой инспекции и проверяемой стороны. За исключением тех случаев, когда у проверяющих возникают какие-то вопросы, либо выявляются несоответствия. Выездная налоговая проверка не предусмотрена в отношении всех налогоплательщиков, она начинается на основании решения налогового органа.
– Есть открытые документы, общедоступная информация, где прописаны критерии, по которым производится отбор налогоплательщиков на выездную проверку. Каждому предпринимателю хорошо бы ознакомиться с этой концепцией и понимать принцип нашей работы. Согласно этой концепции отбор объектов невозможен без анализа всей информации, которую мы получаем о налогоплательщике. В приоритете выездные проверки в отношении тех налогоплательщиков, у которых есть признаки налоговых правонарушений.Выездная проверка для предпринимателя или организации – это энерго – и ресурсозатратно. Она всегда проводится на территории налогоплательщика. Принимающая сторона обязуется предоставить место, обеспечить наличие документов за проверяемый период по тем налогам, которые обозначены в проверке. Для проверяемой стороны это определенная нагрузка – сотрудники отвлекаются от текущей работы. В основном мы работаем с бухгалтерией, производственным отделом и руководителями. Во время проверки могут проводиться и допросы сотрудников. Поэтому лучше избежать таких проверок, чтобы не отвлекаться от своей основной деятельности, от бизнес-процессов.
Следите за сигналами
Можно ли как–то предупредить такую проверку и вовремя исправить ошибки?
– Есть определенные сигналы, обращая внимание на которые, можно предупредить проверку. Первый звоночек о том, что может быть инициирована выездная проверка – во время камеральной проверки у налогоплательщика требуют дополнить документы, что–то пояснить. Не нужно игнорировать эти требования, наоборот, нужно постараться максимально взаимодействовать с налоговой инспекцией, выяснить свои недочеты и оперативно их исправить.
Еще один сигнал, на который стоит обратить внимание. Это когда руководителя компании-налогоплательщика приглашают на совещание в формате круглого стола. Почему мы приглашаем именно руководителя? Обычно взаимодействие происходит с бухгалтерией. Бывает, что бухгалтер не заинтересован в благополучии компании, какие-то вопросы не передает руководителю. Для того, чтобы вовремя устранить все недочеты, нарушения, максимально снизить потери, мы приглашаем руководителя. Бывает, что он не в курсе проблем, бухгалтер не доводит до его информацию. После совещания в формате круглого стола все проблемы решаются, и выездной проверки удается избежать.
И последний сигнал – это уже вынесение решения о проведении выездной проверки. Это говорит о том, что налогоплательщик не предпринял никаких мер и не устранил нарушения. Дополнительного времени на устранение уже не предоставляется. Но исправить недочеты можно и во время проверки, взаимодействуя с проверяющей группой.
В чем выражены плюсы от взаимодействия с налоговой?
– Последствия выездной налоговой проверки – это финансовые потери. В ходе проверки выявляются определенные суммы неуплаченных налогов. Придется выплатить недостающую сумму, пени, а также штраф. Двадцать процентов от неуплаченных налогов придется заплатить за нарушения, которые не связаны с умыслом. Это могут быть неверные расчеты, ошибки в работе бухгалтерии. И сорок процентов, а это уже очень ощутимая сумма, если выявлена умышленная неуплата налогов. Но, если предприниматель взаимодействует с налоговой, то в ходе проверки им может быть предоставлена уже уточненная информация и штрафа удастся избежать. Он заплатит только недоимку и пени.
Хочу отметить, что выездная налоговая проверка – она комплексная. И, если перед началом проверки подозрения вызывала какая-то одна неуплата, это не значит, что во время проверки будет проверяться только этот аспект работы предприятия. Будет проверяться все. И опыт показывает, что в ходе проверки сумма неуплат увеличивается от ста до 450 процентов от первоначального, предполагаемого штрафа.
Проверка длится два месяца, но законом предусмотрено право на приостановление. Остановка может длиться до шести месяцев – в это время будут собираться необходимые документы. Во время приостановки проверки работа на территории налогоплательщика не проводится.