Встал и иди! Именно так предпочитают вести себя большинство автовладельцев, проживающих в муниципальном арендном доме на улице Захарова. Где припарковался – там и стоянка. И не расти трава, не ходи сосед. Вечером автомобили здесь стоят даже под запрещающими знаками – заставлена вся проезжая часть. Это немудрено: в доме более пятисот квартир. Автомобилей по самым скромным подсчетам не меньше двух сотен.
При этом паркинг во дворе есть – на 454 машино-места. Строили, как положено по нормативу: каждой семье – парковку для авто (с учетом стоянок во дворе). Вот только паркинг заполняется всего на десять процентов. А летом и того меньше. Во время визита журналистов на объект, который пришелся на конец рабочего дня, мы насчитали в паркинге всего два десятка автомобилей.
Не в деньгах счастье
Аргумент «дорого», которым любят оперировать автовладельцы сургутских домов, не актуален в данном случае от слова «совсем». Дело в том, что летом застройщик в очередной раз проводил эксперимент. Сделал парковку на месяц бесплатной, чтобы проверить, действительно ли дело в деньгах.
Судя по ситуации во дворе, дело вовсе не в них, а в наплевательском отношении к имуществу и качеству жизни самих автовладельцев из арендного дома.
– Ну, вот зачем я с ребенком и сумками из паркинга буду выбираться? Мне проще у подъезда встать, если место найду, – призналась журналисту «СТ» автоледи, пожелавшая остаться инкогнито.
Факт, что ее автомобиль мешает проходу и проезду на колясках другим женщинам и детям, дама предпочла проигнорировать: «Я что, одна такая?». Возразить ей оказалось нечего. Далеко не одна.
Частная прихоть за чужой счет
Кроме автохамства большинство автовладельцев из арендного дома оказались единодушны в бомбежке органов власти требованиями повлиять на застройщика предоставить им паркинг бесплатно – на постоянной основе.
Дело в том, что муниципалитету принадлежит только сам дом и придомовая территория. Паркинг – собственность застройщика, которую город не выкупал. Да и не должен. Хотя автомобиль в нашей стране уже давно не роскошь, а средство передвижения, обеспечивать частный транспорт машино-местами за счет общих налогов органы власти в стандартной схеме не могут. Что логично: почему за паркинг соседа–автовладельца должен приплачивать другой сосед–пешеход?
– При приобретении дома социального назначения бюджет не позволяет использовать бюджетные деньги на приобретение именно паркинга. Поэтому на сегодняшний день дом приобретен отдельно и придомовая территория, которая к нему относится, – это отдельная история, она живет своей жизнью. А паркинг – это частная структура, – прокомментировал заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Сергей Алексеев.
Застройщик, он же владелец объекта, – компания «Сибпромстрой» – тоже не обязан предоставлять места бесплатно. Паркинг – строение недешевое. Себестоимость одного машино-места примерно сопоставима с себестоимостью небольшой квартиры–студии. Пожалуй, мало кому пришло бы в голову требовать у строительной компании предоставить бесплатно соседнюю студию или хотя бы комнату только потому, что к нему переехала жить теща или двоюродный брат. Требование предоставить бесплатно паркинг – из этой же серии. Но почему–то для многих автолюбителей оно кажется возможным.
В ожидании чуда
И это при том, что стоимость аренды тоже из разряда «эконом»: пять тысяч рублей в месяц для всех, и всего две тысячи – для льготников. Для сравнения: стоимость аренды машино-места на площадке во дворе, огороженной забором, в Сургуте начинается от 2,5 тыс. рублей, а стоимость аренды в крытом паркинге ЖК других застройщиков – от десяти тысяч. При этом в таких дворах, как правило, и вовсе реализуется концепция «двор без машин», так что автолюбителям приходится либо приобретать/арендовать машино-место, либо покупать гараж. В экстренных случаях – оставлять автомобиль где–то возле ближайшего магазина, вдоль дороги и прочее.
– У нас в семье сейчас три машины: моя, мужа и дочери. Две ставим на семейную парковку – она стоила более одного миллиона рублей, третью вынуждены оставлять у ТРЦ. Даже в аренду взять не можем – свободных мест в паркинге нет, – говорит еще одна автоледи, уже из жилищного комплекса класса «комфорт».
Помимо того «миллиона с лишним», заплаченного при покупке паркинга, семья платит еще и за его коммуналку – тысячу с лишним рублей в месяц. Не ропщет. Не потому, что денег куры не клюют, а потому, что в этой семье их умеют считать. И прекрасно понимают, что любой труд, как и ресурс, должен быть оплачен.
Пока паркинги Сибпромстроя глубоко убыточные объекты. При существующих ценах он будет окупаться десятки лет, и то при условии, что его наполняемость составит не менее 70 процентов. Но закрывать его собственник не собирается – все же рассчитывает на то, что автовладельцы арендного дома начнут ответственнее относиться к имуществу, по крайней мере – собственному. «Помочь» им в этом сможет парктрон. По информации «СТ», город намерен чаще использовать эвакуаторы конкретно на этом конфликтном объекте.